Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

Отвлеченный характер псалмов делает задачу их иллюстрирования трудной. Тем более удивительно, что именно Псалтирь на протяжении многих веков была излюбленным произведением художников. Ни одна другая книга Библии не получила столь большого числа иллюстраций, как Псалтирь. Только в рукописях с толковыми иллюстрациями на полях их насчитывается около 800. Общее же число сюжетов, учитывая наиболее капитальные средневековые иллюминованные рукописи Псалтири византийского, славянского и восточно-христианского происхождения, достигает, вероятно, тысячи. Как объяснить постоянный интерес художников к Псалтири?

Псалтирь увлекала мастеров не только своими литературными качествами, эмоциональной взволнованностью. Для этого существовали более глубокие причины. Средневековое искусство редко ставило своей целью решение чисто эстетической задачи – удовлетворить потребности человека в наслаждении красотой. Если теперь, много веков спустя, мы любуемся византийской эмалью, мозаикой или книжной иллюстрацией, сербскими и болгарскими фресками или русскими иконами, отмечая богатство и совершенство их художественной формы, мы обязаны отдавать себе ясный отчет в смещении акцентов.

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

То, что нам кажется главным, а иной раз и единственно важным в произведении древнего искусства, для средневекового художника было лишь средством для достижения главного. Рисунок, композиция, колорит признавались и совершенствовались ради более высокой цели: представить в видимых образах умопостигаемую идею, направить воображение человека на усвоение тайных связей окружающего мира. Средневековое искусство от начала до конца пронизано этой двойственностью. Его творения требуют пристального внимания, сосредоточения, встречной работы мысли. Они учат, наставляют, проповедуют. Они ведут человека от конкретного к отвлеченному, от простого к сложному, они обращены в прошлое и вместе с тем устремлены в будущее. А в этом отношении Псалтирь, текст которой насыщен пророчествами, была благодарнейшим произведением для творческой работы средневекового художника.

Иллюстрации Киевской Псалтири – толковые, иносказательные. Они призваны раскрыть смысл поэтически-темных выражений текста, указать на исторические параллели, на их прообразовательное значение.

Исторический фон цикла образуют сцены из жизни царя Давида, навеянные его воспоминаниями о минувших временах. Но Давид – это не только автор Псалтири. Он прежде всего пророк. Каждое его слово прямо или косвенно возвещает об истинном боге – Христе. Поэтому эпизоды, характеризующие тернистый путь псалмопевца и его последующую славу, надо рассматривать как эпизоды из жития пророка. Недаром Давид изображается с нимбом. Он святой. Он возвещает о церкви Христовой и причисляется на этом основании к лику праведников. Аналогичное содержание имеют и миниатюры, относящиеся к песням и молитвам, где представлены пророки Моисей, Аввакум, Исаия, Иона и Захария, которые также были канонизированы церковью.

Несмотря на первостепенную роль Давида и большое число рисунков с его изображениями, читатель имел возможность получить информацию прообразовательного характера и из других источников. Обилие миниатюр, относящееся к исходу евреев из Египта, намекает на обращение из тьмы язычества в царство Христово, ниспослание манны и перепелов в пустыне означает вместе с тем известное чудо насыщения четырех тысяч. Особое значение Моисея, который изображается в Киевской Псалтири как в общих сценах, посвященных исходу, так и отдельно, обусловлено широко распространенным истолкованием его как предшественника и подобия Христа.

Миниатюры Киевской Псалтири на темы из истории прекрасного Иосифа и несчастного Иова также имеют тайное значение: в первом случае, вероятно, намекается на предание Христа в руки его врагов и на чисто христианское требование покорности воле божией во всех жизненных обстоятельствах, которыми бог испытывает человека в силе его веры. Замечательны миниатюры к хвалебным песням и молитвам.
Составители программы иллюстративного цикла прототипа Киевской Псалтири и редакторы русской рукописи выразили пророческое значение псалмов и там, где Давид представлен в общении с Христом, кК бы в собеседованиях с ним, и в молитвах к нему, а также рядом с символами Христа, какими являются алтарь, крест или, чаще всего, икона Христа – его изображение в медальоне. И не только Давид, но и друге ветхозаветные лица – Авраам, Ефрем, Манассия, Моисей, сыны Кореевы, Асаф, Соломон, пророк Даниил – включены в христологический раздел цикла миниатюр. Тем самым наглядно выражалась общая, но чрезвычайно важная для новозаветной идеологии мысль о том, что история ветхозаветных царств до воплощения Христа не имела самостоятельной ценности, а была только приготовлением к этому событию.

Но особенно четко пророческое значение Псалтири выражается в иллюстрациях, которые посвящены Богородице, Христу и апостолам, многочисленным святым и событиям из истории церкви. Детали ветхозаветного происхождения здесь полностью исчезают. Рассматривая эти рисунки, мы переносимся в область чисто новозаветных идей.

Составители программы цикла миниатюр Киевской Псалтири, подобно их предшественникам, которые определяли состав миниатюр в греческих рукописях, наглядно показывают универсальный характер христианства. Задолго до его исторического возникновения оно уже распространяет свет истины. О нем вещают ветхозаветные пороки, душа Давида жаждет утешения во Христе, человеческие доблести трансформируются в аскетические подвиги монахов и самоотвержение мучеников. Единственный и грозный судия – это Христос. Его "второе пришествие" на землю – страшное. Он восседает в день всеобщего суда на престоле в окружении ангелов, огненная река истекает от подножия его трона; ветхозаветные и новозаветные праведники получают вечное блаженство и входят в рай, ветхозаветные и новозаветные грешники, грубо подталкиваемые измывающимися над ними чертями, низвергаются в пропасть ада на вечные муки.

Таково общее направление истолкования Псалтири в образах живописи. Другие иллюстрации не имеют существенного значения для характеристики идейного содержания цикла в его основных чертах. Подобно деталям, они лишь оживляют, обогащают повествование Давида.

Литературные источники иллюстраций и принципы их отбора


Сюжеты миниатюр Киевской Псалтири указывают и на литературные источники иллюстраций. Как и в других Псалтирях с иллюстрациями на полях, миниатюры киевской рукописи менее всего воспроизводят эпизоды, свойственные только этому литературному памятнику. Текстом псалмов обусловлены такие миниатюры, как Давид страждущий, Давид молящийся, Давид, восхваляющий бога, и мелкие рисунки несущественного содержания, основанные на отдельных словах и выражениях Псалтири. Но подобные иллюстрации – лишь фон для главного цикла миниатюр, источники которых заимствованы из других произведений. Составители и художники лицевого прототипа Киевской Псалтири широко использовали многие исторические книги Библии, а также Книгу Иова, Книги пророков Исаии, Даниила и Ионы. Этим исчерпывается, наравне с Псалтирью, круг источников из Ветхого Завета. Новозаветные сюжеты восходят преимущественно к Евангелиям, а иллюстрации эсхатологического содержания заимствуют некоторые детали из Апокалипсиса. Подавляющее большинство миниатюр на темы из истории церкви и житий святых основано, конечно, на материалах Менология. Единичные иллюстрации обнаруживают более редкое происхождение: такова притча о сладости сего мира. Можно при этом утверждать, что многие литературные произведения, сюжеты которых позаимствованы составителями цикла иллюстраций Псалтири типа Киевской, были уже с картинками, и миграция сюжетов часто осуществлялась как воспроизведение готовых миниатюр.

Когда речь заходит о средневековой культуре, предполагается, что мышление средневекового человека было отвлеченным, направленным в заоблачные сферы, в мир потусторонних образов. Это правильно. Но при этом нередко забывают, что оно было еще и историческим. А Псалтирь лишена собственной исторической канвы. Она содержит этот материал, но заимствует его из предшествующих книг Библии, начиная от Бытия и заканчивая Книгами царств. Заимствованные сюжеты не цитируются, а видоизменяются в духе поэтической задачи, которая стояла перед автором: они лишаются хронологической последовательности, подвергаются явным сокращениям, широко используется их свободное изложение, пересказ, нередко те или иные лица и события только упоминаются. И как только мы приступаем к сопоставлению миниатюр с текстом Псалтири, мы сразу обнаруживаем, что сюжеты многих иллюстраций не находят себе точного соответствия в псалмах: их можно объяснить лишь с помощью тех текстов, которые были использованы авторами псалмов.

Значительно более сложными примерами иллюстрирования текста псалмов являются миниатюры, изображающие святых. Подсчитано, что в семи рукописях Псалтири с толковыми иллюстрациями на полях, включая пять греческих манускриптов, греко-латинскую рукопись из берлинского Кабинета гравюр и Киевскую Псалтирь, имеется 90 изображений христианских святых, причем некоторые лица повторяются по нескольку раз. В рукописях IX-X веков агиографические сюжеты встречаются довольно редко, но в Псалтирях XI и последующих столетий их число возрастает. Эта особенность более поздних экземпляров Псалтири вытекает из общественно-церковной жизни греческого народа и обусловлена изменившимся характером научно-богословских занятий. В XI веке заметно утратилась острота и основательность экзегетических изысканий, столь свойственная эпохе отцов церкви, и одновременно возросло почитание святых и мучеников. Последнее нашло себе выражение в составлении многочисленных сборников житий, часто иллюстрированных, в их новых литературных обработках, в чтении агиографических произведений на церковных службах и появлении множества икон с представленными на них подвижниками церкви.

Читать продолжение старинной книги






Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг