Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 товаров
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

Евгений Иванович Замятин


"Я жду с замиранием сердца обеда - за обедом торжественно разворачиваю газету и читаю вслух огромные буквы: "Сын Отечества". Я уже знаю эту таинственную вещь - буквы. Мне года четыре" - так начинает "Автобиографию" (1929 г.) Замятин. Символичное начало жизнеописания. Писатель, последние годы жизни вынужденный обретаться в Париже, не порвал с родиной, остался советским гражданином, сыном Отечества - России. В 1934 году вновь созданный Союз писателей СССР заочно принял в свои члены Евгения Ивановича Замятина, можно сказать, отца родного - ведь именно Замятину принадлежала идея создания такого Союза. В антиутопии "Мы" писатель рассказал о Едином Государстве, в котором вся литература представлена Институтом Государственных Поэтов и Писателей, а журналистика - Государственной Газетой.

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Будущий писатель родился 20 января 1884 года в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника Ивана Дмитриевича Замятина и Марии Александровны, урожденной Платоновой. От матери Женя перенял любовь к музыке и научился великолепно играть на рояле. Любимыми писателями мальчика были Николай Васильевич Гоголь и Федор Михайлович Достоевский. Чтению он отдавал все свое время.

В 1902 году Евгений окончил с золотой медалью гимназию в Воронеже и поступил в Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Студенческие годы были богаты яркими событиями - участием в революционной деятельности в рядах РСДРП в годы Первой русской революции; 8-месячным заключением в одиночной камере, в которой юноша изучал стенографию, английский язык и писал стихи и откуда был освобожден хлопотами своей матушки; летней практикой, во время которой практикант побывал в Поволжье и Крыму, плавал на пароходе "Россия" в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Афон, Иерусалим, а в Одессе стал свидетелем восстания на броненосце "Потемкин"...

В 1908 году Замятин окончил институт и был оставлен при кафедре корабельной архитектуры. Тогда же состоялся его литературный дебют в журнале "Образование". Три года Евгений успешно совмещал преподавание, инженерную практику, научную работу и сочинительство, пока в 1911 году за нелегальное проживание в Петербурге он не был выслан из столицы в Сестрорецк, а затем в Лахти, на берегу Финского залива. Опубликовав в петербургском журнале "Заветы" повесть о провинциальной жизни "Уездное", начинающий писатель стал широко известен и получил лестные отзывы Максима Горького и Михаила Пришвина.

В 1913 году Евгений Замятин по совету врачей поселился в Николаеве. Как инженер построил в порту несколько землечерпалок, а как писатель создал несколько рассказов и повесть "На куличках", за которую был привлечен к суду по оскорблению русского офицерства. Номер журнала "Заветы" был конфискован; суд оправдал автора, хотя и выслал его на Север. Светлые впечатления от Архангельска, Мурманска, Кеми, Соловков, Сороки, от "чистого" уклада жизни поморов отразились в произведениях писателя о Русском Севере - в частности, в повести "Север". Автор относил свою прозу к литературному направлению, которое он называл неореализмом.

В 1916 году вышла первая книга писателя "Уездное. Повести и рассказы", восхищенно встреченная критикой. Тогда же Замятин был командирован в Англию, где на верфях Глазго, Ньюкасла, Сандерленда в качестве представителя заказчика участвовал в строительстве шести ледоколов для российского флота, в т.ч. одного из самых крупных кораблей "Святой Александр Невский" (позднее "Ленин").

После Февральской революции Замятин Евгений Иванович вернулся в Петроград, а после Октябрьской стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. В Политехническом институте писатель преподавал технические дисциплины; читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте имени Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии "Всемирной литературы", в правлении Всероссийского союза писателей, в комитете Дома литераторов, в четырех издательствах, редактировал три литературных журнала; оказал влияние на литературную группу "Серапионовы братья". "В революцию славились: Гумилев и Замятин. Замятин учил прозе: и не один из современных писателей обязан его науке. Замятин незаменимый педагог", - вспоминал А. Ремизов. В "свободное время" писатель создавал очерки, сказки, рассказы ("Мамай", "Пещера", "Арапы", "Русь"), статьи, пьесы ("Огни Святого Доминика", "Общество Почетных Звонарей", "Атилла"). "Блоха" - переложение сказа Лескова с успехом четыре сезона шла на сцене МХАТ.

Английские впечатления стали основой замятинской дилогии "Островитяне" и "Ловец человеков", а также первой в литературе антиутопии - романа "Мы" (1920 г.). В этих произведениях писатель явил сатиру на английскую буржуазную жизнь, в духе Свифта, Гоголя и Салтыкова-Щедрина. "Мы" был задуман еще и как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А. Гастевым, главной идеей которых было преобразование мира на основе "уничтожения в человеке души и чувства любви". Машинизированная Англия стала прообразом романного тоталитарного Единого Государства, в котором каждый человек превратился в "стального шестиколесного героя великой поэмы".

Антураж романного Альбиона, в котором жесткий контроль коллектива над личностью привел к полному господству "мы" над "я", был воспринят как сатира на наше общество, которому до такой степени социального автоматизма в те годы было еще далеко. Однако именно это и вменили Замятину в вину. В 1922 году автор прочел свой роман при полном зале в Петербургском институте истории искусств, но о его публикации нечего было и думать. В 1924 году роман перевели на английский и издали в Нью-Йорке, затем в Праге, а у нас он подвергся полному разгрому. "Мы" породил в мире череду антиутопий: "Прекрасный новый мир" О. Хаксли, "Война с саламандрами" К. Чапека, "1984" Дж. Оруэлла, "451. по Фаренгейту" Р. Брэдбери и другие.

Критики критиками, а писатель сам подвел итог своей напряженной работе первых послереволюционных лет: "Если бы в 1917 году не вернулся из Англии, если бы все эти годы не прожил вместе с Россией - больше не мог бы писать". При этом не все гладко было в жизни Замятина в этот относительно благополучный период. Дважды писатель подвергался аресту (в 1919 году по делу "левых эсеров", а в 1922 году едва не оказался на "философском корабле", вывезшем из России известных философов и литераторов). От высылки Замятина "отмазали" друзья.

Но критика не прошла для писателя даром: после 1929 году его перестали печатать. Евгений Замятин обратился с письмом в правительство с просьбой спасти его от литературной смерти. "Если... я не преступник, я прошу разрешить мне вместе с женой временно, хотя бы на один год, выехать за границу - с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания мелким людям". Максим Горький передал Сталину письмо, и тот разрешил выезд.

В 1931 году Замятин с женой Людмилой Николаевной (урожденной Усовой) через Ригу, Берлин попал в Париж. Писатель эмигрантом себя не считал, держался особняком, ни с кем не знался, гражданства не менял и жил в надежде при первой возможности вернуться домой; вошел в состав советской делегации на Конгрессе деятелей культуры. Он даже посылал на родину своей знакомой деньги для оплаты его квартиры.

В последние годы жизни Замятин создавал киносценарии по произведениям русской классики ("Война и мир", "Пиковая дама"); писал рассказы ("Часы", "Встреча", "Лев"), роман "Бич божий". Экранизация пьесы Горького "На дне" была признана лучшим фильмом Франции (1936 г.). Писателю хватало гонораров на безбедную жизнь и на помощь Михаилу Булгакову, Анне Ахматовой и другим советским писателям.

Евгений Иванович Замятин умер от грудной жабы 10 марта 1937 года. Похоронен на кладбище Тие в предместье Парижа.



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг