Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

"Ник. Т-о" - подписал поэт свой первый и единственный прижизненный сборник стихов "Тихие песни" за 5 лет до своей кончины. А когда вышел второй (посмертный) - "Кипарисовый ларец", Гумилев, Ахматова и прочие акмеисты, символисты и футуристы пали перед его светлой памятью на колени, признав в нем духовного учителя. Хотел ли сам Анненский быть Учителем, неясно, но он прекрасно чувствовал себя и в мундире директора Царскосельской гимназии, действительного статского советника. Всю жизнь "пропахав" на ниве просвещения, чиновник редко кого впускал в свой внутренний мир. "Я смотрел ему вслед с какой-то непонятной жалостью; я внезапно почувствовал его сиротство . неприкаянный, одинокий поэт, не умеющий сливаться с людьми, войти в их круг естественно и просто", - писал о нем Корней Чуковский, озадаченный его творчеством.

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Будущий поэт и драматург, переводчик и литературный критик родился в Омске, 20 августа 1855 года в многодетной семье начальника Омского управления железных дорог Федора Николаевича Анненского и его жены Наталии Петровны. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Петербург. Кеня (так звали его домашние) рос под руководством няни и присмотром француженки гувернантки; рос болезненным, малообщительным, до фанатизма любящим чтение. Большую роль в его образовании играли сестры и брат.

Учился Иннокентий в нескольких петербургских гимназиях и до того увлекся древними языками, греческой мифологией, греческой и римской историей и литературой, что "с головой ушел в античный мир", откуда был один выход . историко-филологический факультет Петербургского университета. На факультете юноша специализировался по античной литературе и заодно овладел четырнадцатью языками. Изучал он также русский и славянский фольклор.

В 1879 году Иннокентий Анненский окончил университет со степенью кандидата и стал преподавателем древних языков в гимназии. Тогда (как и четверть века спустя) о нем как о поэте не знали даже поэты. Женатый на вдове вдвое старше его, с двумя детьми, он был больше озабочен своими заработками, нежели своей известностью как певца одиночества и тоски, перенятых им у Бодлера и иных декадентов. К тому же он был ярый сторонник классического образования в средней школе и на педагогическом посту считал за долг противостоять натиску либеральной прессы. Да и по своей натуре Анненский не мог принадлежать никакому кругу литераторов, поскольку по воспоминаниям родных был чрезвычайно скромным человеком, начисто лишенным честолюбия и писательской гордыни.

Писать стихи Анненский начал еще в гимназии. Написанное он называл "чепухой", а позже уничтожил, поскольку следовал совету брата Николая, "до тридцати лет не... печататься". После университета "стишонки опять прокинулись, - слава богу, только они не были напечатаны". В конце жизни он повторял: "Первая задача поэта - выдумать себя". И поскольку самое большое, что он выдумал о себе как о поэте - это псевдоним "Никто", вся его поэзия пропитана иронией по отношению к себе и к своему творчеству.

Анненковские темы в поэзии перекликались с чеховскими: тоска, смерть, невозможность изменить что-либо в своей жизни, хотя в ряде стихов знатоки признали, "что в русской поэзии начала XX века наиболее сильными стихами "гражданственного" плана стали "Старые эстонки" и "Петербург" Анненского".

Более десяти лет Анненский преподавал латынь и греческий в петербургских гимназиях, вел уроки русской словесности в Павловском (женском) институте, читал лекции по исторической грамматике на Высших женских (Бестужевских) курсах, печатал в "Журнале Министерства народного просвещения" и журналах "Воспитание и обучение" и "Русская школа" статьи по педагогике, истории русской и античной литературы и античной мифологии, рецензии о поэзии Я. Полонского, А. Толстого, М. Лермонтова и А. Майкова. В 1891 году он был назначен на пост директора киевской гимназической Коллегии. Здесь Иннокентий Федорович начал свои "Педагогические письма" - программу эстетического воспитания старшеклассников, предполагавшую "углубленное вчитывание в художественный текст", весьма актуальную и сегодня, когда пресловутый ЕГЭ выхолостил любой "текст" до "теста".

В Киеве же возник и грандиозный замысел Анненского - перевести на русский язык все 19 трагедий Еврипида. На его реализацию писатель положил 19 лет. Переводы (с комментариями) публиковались в "Журнале Министерства народного просвещения" и вышли в четырех томах в 1916-1917 годах. Эта работа побудила писателя заняться и собственным поэтическим творчеством, а также созданием стихотворных драматических произведений ("Меланиппа-философ", "Царь Иксион", "Лаодамия" и "Фамира-кифарэд"), опубликованных в начале XX века.

В 1893 году Анненский И.Ф. был назначен на должность директора 8-й Петербургской мужской гимназии, а с 1896 года он десять лет директорствовал в Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, являясь также членом Ученого комитета Министерства народного просвещения.

Во время революционных событий 1905 года Анненский защитил учеников своей гимназии, выступивших против государственной политики, в результате чего его перевели на должность инспектора Петербургского учебного округа. Ежегодно он совершал инспекторские поездки в Псков, Великие Луки, Великий Устюг...

К этому времени в литературных кругах его узнали как оригинального переводчика и критика. "Работаю исключительно для будущего", - смиренно писал он. Много занимался поэт также переводами французской, немецкой, бельгийской и прочей поэзии, зачастую следуя не оригиналу, а только его духу. Критики назвали многие его переводы "эмоциональным дуплетом". Чиновники же воспринимали "посторонние" занятия своего уважаемого коллеги как причуду. Сегодня сказали бы: хобби.

Поэтическим дебютом Анненского стали "Тихие песни" с приложением сборника стихотворных переводов из Горация, Лонгфелло, Бодлера, Верлена и других авторов. Книга осталась незамеченной. Через два года Александр Блок отметил, что стихи автора отличаются "хрупкой тонкостью" и настоящим поэтическим чутьем.

В 1906 и 1909 годах Анненский выпустил две "Книги отражений", в которых собрал литературно-критические статьи о русской (Гоголь, Достоевский, Тургенев, Чехов, Бальмонт) и западноевропейской (Гейне, Ибсен) литературе. Статьи были встречены с безразличием и недоумением, хотя специалисты отметили в них "единство эстетического подхода и смелость психологических трактовок", а позднее молились на них. Стихи последних лет жизни - венец творений Анненского-поэта - знали лишь друзья дома.

1909 год стал для Иннокентия Анненского годом его "тихого" триумфа и порой жесточайших разочарований. Сын художника К. Маковского, С. Маковский, задумал создать символистский журнал "Аполлон" и пригласил в него в качестве поэта и критика-редактора Анненского. Иннокентий Федорович отнесся к этому приглашению с полной серьезностью, и через некоторое время из-за непосильной нагрузки на службе и в "Аполлоне" подал прошение о частичной отставке с государственной службы с сохранением места члена Ученого комитета.

В первом номере журнала были опубликованы стихи Анненского и начало его программной статьи "О современном лиризме". Статья "молодого" поэта вызвала раздражение у ряда "мэтров" из лагеря символистов, из-за чего С. Маковский вынужден был отложить публикацию цикла его стихотворений и новых статей на неопределенный срок. Автор же вынужден был еще и извиняться за статью в "Письме к редактору". А тут приспело и решение министерства - Анненскому по службе дали полную отставку. Поэт двойного удара не вынес и 30 ноября 1909 года скоропостижно скончался от сердечного приступа на Царскосельском вокзале.

Похороны Анненского собрали огромную массу народа. За гробом шли сотрудники "Аполлона" С. Маковский, М. Кузмин, М. Волошин, А.Н. Толстой и другие. Незаконченную вторую книгу стихов - "Кипарисовый ларец" - в следующем году выпустил сын Анненского, Валентин Кривич. Он же в 1923 году издал никем не замеченные "Посмертные стихи".

Вакхическая драма Анненского "Фамира-кифарэд" была напечатана в 1916 году и поставлена А. Таировым на сцене Камерного театра. Критические работы писателя издаются и по сей день, в том числе и на английском, итальянском, немецком языках.



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг