Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

- Однажды мне пришлось посетить одного высокого начальника, - любил вспоминать Паустовский. - "Здравствуйте! Я из Москвы, писатель. Моя фамилия Паустовский". Начальник, не отрываясь от бумаги, сказал: "Ну и что?" Я маленько опешил от такой встречи. "Разве вы ничего не читали из написанного мною?" И тогда начальник отвечает веско и спокойно: "А вы мне ничего и не писали".

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Истории этой по меньшей мере полвека; вряд ли за это время изменились чиновники, а вот читатели стали совсем другие. Другие - потому что, по верному замечанию видного критика и философа В. Разумного, "чем, как не дьяволиадой можно объяснить тот факт, что Константин Паустовский практически вытеснен из курса современной русской литературы в школе?" А, с другой стороны, как не вытеснить писателя, сеющего крамолу: "Утрата совести сопровождается, как правило, гимнами в ее честь. Любимое слово подонков - "нравственность""?

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича, потомка запорожских казаков (его мать была турчанка), и Марии Григорьевны, родом из польской семьи.

Отец постоянно менял места работы, пока семья не осела в Киеве. 11-летним "переростком" Костя поступил в Первую Киевскую классическую гимназию. В семье любили театр, много пели, играли на рояле, но когда мальчик был в шестом классе, музыка закончилась, отец оставил семью, и Костя, чтобы жить и учиться, стал репетиторствовать. В тот год он едва не умер от плеврита.

Юноша много читал, писал стихи. В последнем классе гимназии (в 1912 году) он опубликовал в киевском литературном журнале "Огни" свой первый рассказ "На воде", а через год в журнале "Рыцарь" повесть "Четверо", произведшую сильное впечатление на читателей, после чего твердо решил стать писателем. Отучившись два года на естественно-историческом факультете Киевского университета, Паустовский перевелся в Московский университет на юридический факультет.

С началом Первой мировой войны Константин работал кондуктором и вожатым трамвая, а затем санитаром в тыловом санитарном поезде, а через год в полевом - возил раненых из Польши и Галиции в Киев и Гомель. Написал несколько фронтовых очерков, один был напечатан. Пережил трагедию, когда в один день были убиты на разных фронтах два его старших брата.

В 1916-1917 годах Паустовский работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море, репортером в московских газетах; затем ездил по югу страны, в Киеве служил в красноармейском караульном полку, работал в одесской газете "Моряк". В Одессе познакомился с Багрицким, Катаевым, Ильфом и другими молодыми писателями, много писал, но не спешил печататься. Послав свои стихи на отзыв Ивану Бунину, начинающий писатель получил от мэтра совет писать прозу: "Думается, Ваш удел, Ваша настоящая поэзия - проза". Затем в Батуми, Сухуми, Тбилиси, Ереване, Баку работал репортером, разъездным корреспондентом, выпускающим, очеркистом, правщиком. Вернувшись в Москву, был редактором РОСТа (Российского телеграфного агентства), корреспондентом "Правды", опубликовал несколько сборников рассказов: "Морские наброски", "Минетоза", "Встречные корабли".

В 1929 году Паустовский напечатал роман "Блистающие облака", а через шесть лет еще один - "Романтики", начатый в 1916 году. Романтическая приподнятость произведений позволяла их героям жить по законам светлого царства гармонии, лишенного всего низменного, чем была пропитана реальная жизнь.

В 1930-е годы Константин Паустовский, не порывая с журналистикой, создал несколько произведений о грандиозных стройках века, о проектах новых городов, о героических делах современников, заселявших пустыни, осушавших болота, строивших общество будущего. Писатель жил делами страны, чувствовал ее пульс, был искренен в своем творчестве, оттого и приобрел всенародную любовь и признание. Читателям по сердцу была его творческая позиция - сохранение своей земли и приумножение на ней богатств. Творчество Паустовского высоко оценили М. Горький и Р. Роллан; М. Пришвин вздыхал: "Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать в наше время, как Паустовский"; а И. Бунин об одном отрывке с восторгом отозвался, что он "принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы". Чуткая к мнению мэтров критика также рассыпалась в похвалах. Писатель не пал жертвой "звездной" болезни, а лишь стал относиться к собственным произведениям еще критичнее, отсекая любую фальшь и игнорируя злобу дня.

Паустовский много ездил по стране, из каждой поездки привозя книгу: "Кара-Бугаз" (после этой повести он оставил службу и занялся писательством профессионально), "Колхида", "Судьба Шарля Лонсевиля", "Созвездие гончих псов", "Черное море", "Северная повесть", "Исаак Левитан", "Орест Кипренский", "Тарас Шевченко". Не забывал писатель и очерки, статьи, рецензии, пьесы, жизнеописания, рассказы (цикл "Летние дни"), ставшие его излюбленным жанром.

Главным стержнем всех его произведений была нравственная ценность поступков их героев, творящих добро и противостоящих злу, как правило, на фоне скромной, но такой пленительной красоты природы средней полосы России. Пришвин, прочитав "Мещерскую сторону", обрушился на автора: "Вы безумный, сумасшедший человек! Разве можно писать такие книги?! Ведь через десяток лет от вашей Мещеры ничего не останется - все затопчут, обломают, разнесут туристы".

Пользуясь своим авторитетом, писатель помогал коллегам и молодым авторам. Узнав, например, о бедственном положении Аркадия Гайдара, он обратился к кинематографистам, и те сняли фильм, ставший классикой, - "Тимур и его команда".

В начале Великой Отечественной войны Константин Георгиевич Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте и публиковал в газетах "Во славу Родины", "Защитник Родины", "Красная звезда" свои рассказы и очерки. Затем работал в Чистополе, в Алма-Ате - в Совинформ-бюро, с 1943 года в Москве. В Ташкенте вышла книга его рассказов "Наши дни", на экранах появился кинофильм "Лермонтов" по его сценарию, а в Камерном театре А. Таиров поставил его пьесу "Пока не остановится сердце".

В послевоенные годы писателя одно время не жаловали - за его приверженность к запрещенному Александру Грину, а может, за "чрезмерный" успех довоенных лет. Но он пробил стену молчания "Повестью о лесах" и автобиографической 6-томной "Повестью о жизни", над которой работал до конца своих дней ("Далекие годы", "Беспокойная юность", "Начало неведомого века", "Время больших ожиданий", "Бросок на юг", "Книга скитаний"). С автобиографическим циклом связан также знаменитый сборник эссе "Золотая роза" (1956 г.), который Паустовский посвятил размышлениям о природе литературы и роли писателя. Создал прозаик и жемчужную россыпь кратких биографий Гюго, Мопассана, Чехова, Блока, Бунина, Горького, Пришвина, Грина, Багрицкого, Олеши.

Особое место занимали в его творчестве светлые и добрые истории, близкие сказкам Андерсена. Для детей он создал много прекрасных изящных сказок: "Стальное колечко", "Дремучий медведь", "Растрепанный воробей", "Теплый хлеб", о которых можно сказать его же словами: "Вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки".

Начиная с 1950-х годов к Паустовскому К.Г. пришла мировая известность. Его книги были переведены на большинство языков мира. В 1956 году он совершил круиз на теплоходе "Победа" вокруг Европы. Через два года участвовал в работе конгресса Европейского сообщества писателей в городе Турине (Италия). Писатель побывал в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Греции, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции, оставил о своих поездках много произведений. Наибольшее впечатление на него произвел Париж.

В 1965 году Константин Георгиевич был одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе, которой удостоили Михаила Шолохова. За заслуги на поприще писателя Паустовский был награжден орденом Ленина, двумя орденами и медалью.

С 1950-х годов писатель жил в Москве и в Тарусе на Оке, в 1965 году - на острове Капри. Константин Георгиевич Паустовский был женат трижды: на Екатерине Степановне Загорской, сестре милосердия в Первую мировую войну, на Валерии Владимировне Валишевской и на Татьяне Алексеевне Евтеевой - Арбузовой, актрисе театра имени Мейерхольда.

Самым большим увлечением в жизни Паустовского была рыбалка, о которой он не оставил "Повести" только потому, что она была для него Поэмой. Пренебрежительное отношение к рыбной ловле отдаляло от него человека, как это и случилось при его знакомстве с Владимиром Маяковским.

Под конец жизни Паустовского мучили приступы бронхиальной астмы, а также ухудшающееся зрение. Даже у моря ему не было облегчения. Только общение с другими талантами и "волшебство русской речи" наполняло его радостью: "Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ". Писатель скончался 14 июля 1968 года в Москве. Согласно завещанию, его похоронили на городском кладбище Тарусы, где он стал первым почетным гражданином города.



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг