|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Монастырские библиотеки, появившиеся в XI веке и постоянно опустошавшиеся при пожарах и войнах, во время монгольского нашествия подверглись почти полному разгрому. Исключением были только Новгород и северные области. Начиная с XIV века, на Руси постепенно вновь собираются библиотеки при монастырях, которые на протяжении XV-XVII веков были у нас самыми распространенными и значительными библиотеками. Росту монастырских библиотек особенно благоприятствовала общая обстановка, сложившаяся на Руси после Куликовской битвы, когда высоко было поднято национальное самосознание русского народа, ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы и оживилась культурная жизнь. Росту монастырских библиотек благоприятствовали также особые условия, в которых находились монастыри. Им покровительствовали князья и богатые люди, и они располагали большими богатствами. Многие монастыри были хорошо укреплены, могли защищаться от врагов и выдерживали осады. В монастырях были грамотные люди; монастыри являлись центрами тогдашней образованности, имевшей до конца XVII века преимущественно духовный характер. Здесь велись летописи, переписывались книги. В некоторых монастырях списывание книг было обязанностью монахов. Постоянно, и в обширных размерах велась переписка книг в основанном в XIV веке под Москвой Троице-Сергиевом монастыре и на далеком севере в Соловецком монастыре. Монастырями организовывалась переписка и закупка книг и на стороне, в том числе на Афоне и в Константинополе. Книги писались не только для себя, но и на продажу. Историю монастырских библиотек помогают восстановить сохранившиеся описи их, которые составлялись по различным поводам. Списки книг монастырских библиотек издавна включались вместе с описями другого монастырского имущества в писцовые или переписные книги. С половины XVI века для учета монастырского имущества по решению Стоглавого собора был заведен порядок, по которому "казны манастырскые ведают и отписывают по всем монастырем Царя и Великого Князя дворецкие и диаки". С тех пор в этих отписных, писцовых, дозорных книгах особенно часто встречаются описи монастырских и церковных книг. Они составлялись также при передаче книг от одного книгохранителя к другому и при смене монастырских властей. Известны описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века; опись книг Слуцкого монастыря 1494 года; описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545, 1573, 1655 годов описи книг библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря 1601, 1621, 1635, 1664 годов; выборочная сводная опись книг сорока степенных монастырей XVII века и другие. Никольский Н.К. указывает, что такие сохранившиеся описи библиотек XVI и XVII веков можно считать сотнями. Большую ценность как источник при исследовании истории монастырских библиотек имеют материалы, относящиеся к древней русской литературе, а также общие исторические материалы и работы о монастырях. Изучению истории монастырских библиотек помогают и многочисленные различного характера послесловия, приписки, пометки, встречающиеся на рукописях и старинных книгах. Обычай делать надписи на книгах установился на Руси еще в глубокой древности. Вначале эти надписи приписывались в охранительных целях, затем, когда это вошло в обычай, записи на книгах стали также делать читатели, покупатели, переплетчики, жертвователи книг. Для выявления и обозрения послесловий, приписок и пометок на книгах большую ценность представляют собой описания рукописей библиотек и описания рукописей частных собраний. Все эти материалы не только раскрывают фонды монастырских библиотек на Руси в XIV-XVII веках, но и дают возможность проследить организацию их и до некоторой степени представить себе картину их работы. От XVII века сохранилась обширная опись книг степенных монастырей, в большой степени раскрывающая фонды монастырских библиотек и частично показывающая их организацию и работу. Опись составлена по выпискам из отписных книг по указу патриарха Никона "того ради, чтобы было ведомо, где которыя книги взяти, книг печатново дела исправления ради". Это своего рода сводный каталог, в котором учтены 2672 книги из сорока крупнейших монастырей. Хотя в эту опись включены далеко не все книги, бывшие в перечисленных ниже монастырях, но, тем не менее, она дает очень ценные сведения, отражающие действительное положение монастырских библиотек в средине XVII века. Из описи видно, что на учет были взяты книги из монастырей, расположенных по всему Московскому государству. В описи перечислены книги из монастырей: 1) Троицы-Сергиева - 411 книг; 2) Чудова - 201; 3) Спаса-Новаго - 41; 4) Кирилова-Белозерскаго - 473; 5) Боровска Пафнутьева - 29; 6) Нижнева Нова града Печерскаго - 20; 7) Суждаля Спаса Евфимьева - 64; 8) Симонова - 18; 9) Ростова Богоявленскаго - 17; 10) Вологды Корнильева - 38; 11) Троицы Калязина - 30; 12) Вологодского Каменского - 79; 13) Вологды Прилуцкого - 57; 14) Переславля Никитскаго - 13; 15) Ростова Борисо-Глебскаго - 31; 16) Богоявленского, что на Москве за ветошным рядом - 31; 17) Костромы Ипатского - 31; 18) Костромы Богоявленского - 40; 19) Володимеря Рожественского - 92; 20) Вологды Павлова - 40; 21) Переславля Залескаго Даниловского - 19; 22) Пскова Печерского - 60; 23) Нова города Хутынского - 50; 24) Нова города Антоньева - 74; 25) Переславля Залескаго Горитского - 17; 26) Свияжска Богородицкого - 51; 27) Казани Преображенского - 47; 28) Волоколамскаго Иосифова - 189; 29) Ярославля Спаскаго - 47; 30) Николы Угрешского - 19; 31) Белозерскаго Ферапонтова - 35; 32) Переславля Резанскаго Спасскаго - 13; 33) Тихвина - 52; 34) Троицы Желтоводскаго - 16; 35) Нова города Духова - 19; 36) Астрахани Троицкаго - 30; 37) Переславля Данилова - 19; 38) Вологодского Глушитскаго - 12; 39) Твери Отрочского - 6; 40) Рязанскаго Солодчинского - 39. Опись книг сорока степенных монастырей составлена по довольно строгой и продуманной системе. Особенно показательна выписка из отписных книг Троицы-Сергиева монастыря. Наиболее подробно описываются дорогие книги в богатых, украшенных драгоценными камнями, золотом, серебром и дорогими материями переплетах, а также книги с иллюстрациями. Поскольку описи монастырских библиотек выполняли роль инвентаря, остановимся подробнее на характере описания книг. Вначале идет название книги, далее указываются ее размер ("в десть", "в полдесть", "в четверть", "в осминку"); материал, на котором она написана ("на харатье", "на бумаге"); письменная (их подавляющее большинство) или печатная; кем написана; чем "оболочена" (кожею, бархатом зеленым, черным, синим, рытым, камкою вишневою, зеленою, атласом виницийским на золоте и т. п.); по ряду книг указано количество строк или глав; отмечается, что написано золотом или красками (заставицы, строки, слова большие); сказано, из чего сделаны прокладицы; какие застежки, жуки, наугольники (в большинстве медные и серебряные); перечисляются дефекты книги ("ветха", "на верхней цке жука нет"); в конце многих книг упоминается, кем они даны. При описании сборников часто указывается название или начало первого входящего в него произведения. Приводим образцы нескольких записей. Из описи библиотеки Троицы-Сергиева монастыря: 1. "Евангелие в десть писменое, на бумаге, поволочено бархатом рытым, цка верхняя серебряна, чеканная, золочена, а на ней четыре камени, два яхонта лазоревы, да кора яхонтовая червчата, да изумруд в гнездах, Евангелисты серебряны наведены чернью, а застежки на червчатом бархате низаны жемчугом с дробницами, а застежки и спни серебряные золочены на вертмогах, наведены чернью, жемчуг в разных местах, сыплется". (№ 2). 2. "Псалтырь, в десть, на харатье, заставицы и слова болшие, писаны золотом, поволочена бархатом червчатым, застежки и наугольники серебряные позолочены; а дал ту Псалтырь Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Руссии по князе Василье Ивановиче Шуйском". (№ 70). 3. "Книга Маргарит, в десть, на бумаге, в начале заставица писана красками, со птицами". (№ 136). 4. "Книга в болшую десть, Козма Индикоплов в лицах, дал вкладу из овошнаго ряду торговый человек Фома". (№ 343). 5. "Книга Летописец, в полдесть, на бумаге, вначале преставись Князь Великий Святослав Ярославовчь, ветха сначала листов нет". (N° 226). 6. "Книга в полдесть, Летописец, застежка ременная, вначале: Повесть времянных лет Черноризца Феодосиева монастыря Печерскаго". (N° 262). 7. "Книга в полдесть, на бумаге, сначала писано: рече святый Антоний якоже рыба на сухе скоро умирает. Симоновская". (№ 263). 8. "Книга в десть, Соборник вначале: яко в чувственных садех различныя плоды". (№ 271). 9. "Книга в десть, на бумаге, Круг миротворный, поволочена кожею в затылок". (№ 139). 10. "Книга в десть, на бумаге, Соборник а в ней книга Пчела, вначале пишет: православных торжество". (№ 142). 11. "Книга в десть, на бумаге, Патерик Скитикий, поволочен кожею, доска переломлена, ветх, вначале многих листов нет, и та книга не патерик Соборник, от задния деки житие преподобного Иякова". (№ 161). 12. "Книга в десть, Временник, да в ней же Александр Македонский". (№ 205). 13. "Книга в полдесть, осадное сидение Троицкаго Сергиева монастыря, по обрезу золочена, застежки медные, оболечена кожею красною, дачи Келаря старца Аврамия Палицына". (№ 349). 14. "Книга Псалтырь писменная, в десть, на двух языцех, речь греческая писана чернилы, да речь русская писана киноварем, по обрезу золотом, оболочена кожею красною, басмы золотные". (№ 344). По описи из отписных книг Чудова монастыря: 1. "Книга Григория Богослова писменая в десть, оболочена кожею, застежки медные, переплетена, Литовская". (№ 423). 2. "Книга Царственная Временник Руской, письменой в десть, оболочена кожею". (№ 430). По описи из отписных книг Кирилло-Белозерского монастыря: 1. "Книга Святцы и каноны на харатье в четверть, чюдотворцова ученика Мартиана". (№ 663). 2. "Книга в четверть Греческая, Селивестровская, ветха". (№ 732). Приведенные нами образцы описания книг являются уже результатом многолетнего развития техники этого дела, которая совершенствовалась крайне медленно и в XV веке была еще очень примитивна. Наиболее подробными были описи библиотек больших монастырей. Описи монастырских библиотек преследовали прежде всего охранительные цели и не раскрывали достаточно подробно содержания перечисленных книг. Исключением является опись книг Кирилло-Белозерского монастыря, составленная в конце XV века, на характеристике которой мы остановимся подробнее, как на блестящем для своего времени образце библиографического описания книг. Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря состоит из краткого перечня книг монастырской библиотеки и из подробного описания ее отдельных рукописей, сохранившегося в черновике и в перебеленной копии. Перечневая опись не отличается чем-либо особым от монастырских описей XVI-XVII веков: она сообщает названия книг, указывает их формат и материал, на котором они написаны, "иногда для отличия одной рукописи от другой называет имя ее бывшего владельца или писца, от которых рукописи носили в свое время прозвища". Строгой системы в перечислении рукописей нет, их записано двести двенадцать (или двести одиннадцать), но опись не закончена и показывает не все книги, бывшие в монастыре. Совершенно иной характер имеет вторая часть описи. Она, как пишет Н. Никольский, "не может не изумлять нас своею библиографическою техникою". В беловой копии ее описано содержание двадцати четырех сборников с обозначением заглавия каждой статьи сборника в отдельности, начальных слов всех глав, числа листов, занятых каждой из них, и их нумерации. Заглавия отдельных статей и первая буква начального слова каждой статьи написаны киноварью. Как заглавия, так и начальные слова начинаются с новой строки. Киноварными цифрами на полях описи занумерованы статьи описываемых сборников. Благодаря таким приемам достигается исключительная наглядность описи, включающей в себя 957 статей. Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря является выдающимся для своего времени библиографическим трудом, "из разных отделов ее получается вполне определенное представление о формате, составе, содержании, объеме, а иногда и времени составления описанных книг". В некоторых монастырях составлялись указатели для ориентировки в книгах. Так, в 1584 году в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре книгохранителем Арсением Высоким по сорока бывшим в его распоряжении книгам был составлен "указец из всех четьих книг и из соборника слова" для чтения на разные случаи монастырской жизни "во весь год, где которые слова в которых четьих книгах". Сам автор указывает будущим хранителям библиотеки, "что сей указец из книг выписал и то в службе сей стало зерцало всякому книгохранителю и в векы". Как мы уже отмечали, по припискам на книгах и по описям монастырских библиотек можно собрать многочисленные данные по истории, организации и работе этих библиотек. Остановимся на некоторых относящихся сюда моментах. Прежде всего, описи и приписки на книгах дают ответ на вопрос, из каких источников собирались книги монастырских библиотек. Книги в монастырские библиотеки поступали путем вкладов от лиц, поступающих в монастырь, по наследству от монахов, по вкладам разных лиц, особенно на помин души. Последним обстоятельством объясняется распространение на книгах приписок с указанием условий хранения книг, с заклинаниями против тех, кто решится их похитить. В Троице-Сергиевом монастыре на одной рукописи имелась оговорка вкладчика о том, чтобы книга из монастыря никуда не выдавалась; на другой книге имеется приписка: "дал... сию книгу Шестоднев старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому". Па Шестодневе XVI века приписано заклинание: "а хто сию книгу изъхитит, его Бог судить мне с ним будет на втором пришествии, а подписывал сию книгу Никольской дьячек Митка Левонтьев лета 7157 (1649) февраля в 6 день". Иногда вкладчик завещал выдавать свою книгу читателям. Так, на Соловецком хронографе XVII века сделана следующая приписка: "Сия книга летописец Соловецкаго монастыря соборнаго старца Иринарха Тарбеева келейная. По смерти моей взяти в книгохранительную Соловецкую казну - читателям в пользу выдавати и меня грешнаго во святых ваших молитвах поминати. Подписана моею бренною греховодительною рукою 1680 году майя в 9 день". Насколько дорого ценились книги, как вклад в монастырь при поступлении в него, видно из вкладной приписки на одном псалтыре XIV века, где сказано, что вкладчик за двадцать три книги, вложенные им в монастырь, обязал последних кормить и одевать себя с сыном пожизненно и притом не хуже всех монахов. Значение вкладов в накоплении книг в монастырских библиотеках видно также из того, что, например, Черногорскому монастырю на Пинеге ярославский гость пожертвовал "многоразличныя премудрыя книги, числом яко 147 книг". В описи Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 года упоминаются сто восемьдесят шесть вкладчиков и "списы в ателей" книг. В Соловецком монастыре в числе вкладов было до трехсот пятидесяти рукописей только из книг духовного содержания. Первоначально монастырские книги хранились в алтарях. Затем, когда книг накапливалось много, для них отводились особые помещения, которые назывались книгохранительннцами. Книги в них расставлялись на полках в шкафах. Иногда место, где хранились книги, как это видно из исторических документов XVI-XVII веков, называлось книгохранительной палатой (палаткой), книгохранительной казной. Иногда о монастырских книгах говорится просто, что они находятся в казне, - это означает, что они были собственностью монастыря и хранились в помещении, где сберегалось наиболее ценное имущество. Книги, выделенные из общего книгохранилищ а, иногда сберегались в сундуках и коробьях. При библиотеках устанавливались должности книгохранителей из монахов, о которых упоминается в ряде документов XVI-XVII веков. Так, в 1514 году был книгохранитель в Псковской Елизаровой пустыни; в Троице-Сергиевом монастыре сохранился пергаментный синодик, в котором перечислены книгохранитель монастыря, начиная с 1540 года; в 1545 году в Иосифо-Волоколамском монастыре в составлении описи книг участвовал книгохранитель Паисий; в челобитной царю от Кирилло-Белозерского монастыря, относящейся к 1582-1583 годам, упоминается книгохранитель Афанасий. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||