|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
При Ярославе был основан также Киево-Печерский монастырь, сыгравший большую роль в распространении грамотности и образования в Киевском государстве. В Киево-Печерском монастыре велись летописи. Из жития Феодосия Печерского видно, что там писались и книги. Монахам монастыря уже в XI веке вменялось в обязанность чтение книг. Студийский устав, по которому был организован монастырь, предусматривал в нем особую должность книгохранителя из монахов. По этому уставу, книгохранитель должен был по удару в било собирать монахов в дни, свободные от работы, и раздавать им книги для чтения. Вечером, по сигналу же, монахи должны были собираться опять и возвращать книги, взятые по записи. По монастырским правилам, книги читались также и вслух для всех монахов во время трапезы. В Киево-Печерском и других монастырях так же, как и в Софийском соборе в Киеве, собираются книги и зарождаются первые на Руси библиотеки. Монастырей на Руси в период до нашествия монголов возникло около семидесяти. Они были расположены по всей Руси в следующих городах и прилегающих к ним областях: в Киеве, Переяславле, Чернигове, Рязани, Муроме, Владимире-Волынском, Галиче, Турове, Полоцке, Смоленске, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Ростове, Нижнем-Новгороде, Тьмутаракани. Накоплению книг и образованию первых библиотек при церквах и монастырях способствовал обычай делать в них вклады книгами. Так, уже в житии Феодосия Печерского сказано, что боярин великого князя Изяслава Климент подарил Печерскому монастырю евангелие. В уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной церкви Иоанна Предтечи на Опоках (около 1134-1135 гг.), упоминается, что князь "устроил эту церковь евангелием многоценным, и всеми книгами исполнь". Украшал церкви книгами и Александр Невский, что видно из послания владимирского епископа к сыну этого князя. В Ипатиевской летописи под 1288 годом подробно перечислены книги, пожертвованные в различные церкви князем Владимиром Васильковичем Волынским. В обширном перечне этих книг упомянуты евангелия, апостолы, парамья, сборники, молитвенники, прологи, минеи, триоди, октоих, ермолаи, служебник. Об этом же широко распространенном на Руси обычае делать вклады книгами в церкви и монастыри свидетельствуют записи на многих древнейших рукописях. Из этих записей видно, когда, кем, по какому случаю, какому монастырю или церкви пожертвована книга. Эти монастыри в первые века после крещения Руси играли прогрессивную роль как рассадники письменности и колонизационные базы. В Киевском государстве рано и в широких размерах развилась письменность так же и в Новгороде. На долю Новгорода приходится больше половины уцелевших до нашего времени древнерусских книг XI-XIV веков. Уже в конце X века в Новгороде по распоряжению Владимира была срублена из дуба соборная церковь с тринадцатью главами. Церковь эта сгорела в 1045 году. В этом же году сын Ярослава Мудрого, князь Владимир начал постройку нового каменного Софийского собора, который был окончен в 1052 году. Как предполагает академик Греков Б.Д., еще раньше при этом соборе был построен архиерейский дом. Епископский дом при Софийском соборе в Новгороде стал потом крупнейшим церковным феодалом и играл большую роль в церковной и политической жизни Новгорода. При доме новгородского епископа велись летописи, переписывались книги. При Новгородском Софийском соборе, видимо, еще в пору просветительной деятельности Ярослава, а может быть, даже в конце X века, было положено начало другой древнейшей нашей библиотеке, которая затем, несмотря на разорение ее от пожаров и войн, стала одной из замечательнейших по своему составу древних русских библиотек. В этой библиотеке сохранились неоценимые для истории нашей родины древнейшие славянские рукописи местного и южного происхождения. В числе рукописей в библиотеке Новгородского Софийского собора сохранились: Остромирово евангелие (1056-1057 гг.), Путятина Минея XI века, Стихираль (1156-1163 гг.), Мстиславово евангелие (до 1117 г.), Пролог XII-XIII века; Саввина триодь (до 1226 г.) и другие древнейшие рукописи. Крупным культурным центром в Киевской Руси был Чернигов. Он упоминается уже в начале X века в договоре Олега с греками. В тридцатых годах XI века в Чернигове был построен Спасский собор, являвшийся в то время наиболее роскошным храмом на Руси после Киевской Софии. В XI веке вблизи города были основаны Елецкий и Ильинский монастыри. Сыновья Ярослава Мудрого - черниговские князья Святослав и Всеволод славились своей образованностью. Князь Святослав по примеру отца собирал книги - наполнял свои «клети» книгами. Черниговский князь Святослав Давидович (Николай Святоша) был известен своей переводческой деятельностью и собиранием книг. Предполагают, что игуменом одного из монастырей Черниговского княжества был Даниил, описавший свое хождение в Палестину в начале XII века. Книги из Черниговского княжества вывозились в Северо-Восточную Русь и в Тьмутаракань, на берега Черного и Азовского морей. Видимо, еще в XI веке была значительная библиотека при Софийском соборе в Полоцке. В начале XII века при этом соборе поселилась и занялась списыванием книг Евфросинья Полоцкая. Значительным городом в XII веке был также и Смоленск. В 1101 году в нем был построен обширный Успенский собор. В городе воздвигаются роскошные каменные постройки, вблизи его основывается монастырь. Из Смоленска вышел ученый монах Климент Смолятич, известный как философ и книжник, прекрасно владевший греческим языком и ставший в 1147 году митрополитом. Другой уроженец этого города, Авраамий Смоленский, ушел в пригородный монастырь и здесь занялся изучением и перепиской книг и живописью. Рано распространяются книги и появляются библиотеки также и в Северо-Восточной Руси, во Владимиро-Суздальской земле. В XII веке здесь создаются замечательные каменные постройки: Успенский собор во Владимире (1158-1161 гг.), дворец в Боголюбове (1158-1165 гг.); церковь Покрова на Перли (1165 г.); Дмитриевский собор во Владимире (1193-1197 гг.); собор Рождественского монастыря (1192-1195 гг.); соборы и церкви в Суздале, Ростове, Ярославле и других местах. Еще в конце XI века в Суздале был основан Дмитриевский монастырь, который играл важную роль в просвещении края и поддерживал связи с Киево-Печерским монастырем. При Андрее Боголюбском Владимирское княжество стояло на уровне европейской культуры и поддерживало тесные связи с Византией, государствами Западной Европы и Закавказье. О широте зарубежных и культурных связей этого княжества; и об его авторитете свидетельствует тот факт, что сын Владимирского князя Андрея Боголюбского, князь Юрий был; первым мужем могущественной грузинской царицы Тамары, царствование которой ознаменовалось расцветом культуры в Грузии. При ее дворе жил и писал свои произведения великий поэт грузинского народа Шота Руставели. Сам Андрей Боголюбский состоял в переписке с епископом Кириллом Туровским, который славился своей начитанностью. При Владимирском Успенском соборе с 1158 года началось летописание и собирание книг. Число книг во Владимире особенно увеличилось после организованного Андреем Боголюбскнм в 1169 году военного похода на Киев, откуда было вывезено много книг. Библиотеку Владимирского Успенского собора спасали во время пожара 1185 года. Во время набега на Владимир ее захватил рязанский князь Глеб, но вынужден был вернуть после своего поражения. Большие библиотеки были и в Ростове. Особенно славились своими книжными сокровищами епископ Кирилл и князь Константин Всеволодович. Князь Константин Всеволодович не жалел средств на покупку книг, интересовался историей, сам писал, заботился о переводе книг своей библиотеки, особенно греческих, на русский язык. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||