|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Палимпсест - в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте (существенно реже - на папирусе) поверх смытого или соскобленного текста, то есть уже бывшем в подобном употреблении. Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустершимися от времени росписями наносили новые изображения. Палимпсесты были вызваны дороговизной писчего материала, которая приводила к его неоднократному использованию. Одним из древнейших палимпсестов является "Ефремов кодекс", датируемый V веком нашей эры. При помощи новейших технических средств (фотосъемка в ультрафиолетовых лучах и томография) предыдущие записи иногда удается прочесть. Так, в 1926 году стал широко известен Лейденский палимпсест - пергаментная книга, на которую в конце X столетия нанесли текст Софокла, а четыре века спустя его соскоблили, чтобы написать на освободившихся полутора сотнях страниц сочинения религиозного характера. Лейденский палимпсест с восстановленным текстом является древнейшим источником для современных изданий Софокла. Особый случай палимпсеста - гиперпалимпсест. Этот термин изобрел Андрей Анатольевич Зализняк для Новгородского кодекса, в котором десятки или даже сотни текстов наложились друг на друга и поэтому чрезвычайно трудно их восстановить. По крайней мере, технических средств, которые могли бы облегчить эту работу, пока не изобретено. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||