Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

Вследствие связи Псалтири с другими книгами ветхозаветной части Библии миниатюры киевской рукописи многое заимствуют в своем содержании из Ветхого Завета, а вследствие ее пророческого содержания – так же много из Нового Завета. Этими связями определяется основной состав иллюстраций. Они образуют несколько больших сюжетных групп, каждая из которых требует самостоятельной характеристики.

Ветхозаветные сюжеты


Немало иллюстраций выполнено на ветхозаветные темы, не имеющие прямого отношения к личности Давида. Таков обширный, рассеянный по всей рукописи цикл миниатюр на сюжеты из Первой, Второй и, в меньшей степени, Четвертой книг Моисеевых (Бытие, Исход, Числа). Здесь изображены великие праотцы Авраам, Исаак и Иаков, царь Салимский и первосвященник Мельхиседек, здесь изложена история Иосифа, представлены Моисей и брат его первосвященник Аарон. Подробнейшим образом иллюстрированы исход евреев из Египта, чудеса Моисея, получение им скрижалей на горе Синай, гибель Корея, Дафана и Авирона, полный превратностей путь израильтян через пустыню к земле Ханаанской. Особое место принадлежит миниатюре, на которой изображено цветущее дерево без ограды, подрываемое вепрем и полевыми зверями; это аллегория истории израильского народа после исхода, когда вера его подвергалась бесконечным искушениям соседними народами.

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Но постоянным действующим лицом в иллюстрациях этой группы, как и других, является, конечно, Давид. Он изображается в различных ситуациях, относящихся к его юности, последующему пребыванию у царя Саула, к самостоятельному царствованию, к его войнам с внешними врагами и внутренним смутам. Хронологический принцип не выдержан, так кК Псалтырь не хроника, а поэтическое произведение. Самые ранние эпизоды из жизни Давида отражены в иллюстрациях к последнему псалму, повествующему о его детстве и единоборстве с Голиафом. В зависимости от возникающих у автора при изложении псалмов исторических воспоминаний воплощаются и другие сцены из жизни Давида, насыщенной драматическими событиями.

Из иллюстраций, которые посвящены истории еврейского народа в период после правления Давида, выделяются несколько сюжетов, которые заимствованы из последующих книг Библии. Это руно Гедеоново, пророчица Анна с младенцем Самуилом на руках, возложение царского венца на главу Соломона, израильский царь Езекия, разрушение Иерусалима Навуходоносором и плач на реках Вавилонских, история Иова, пророки Исаия, Аввакум, Аггей и Захария, чудесная история Ионы, три отрока в печи огненной.

Сюжеты промежуточного типа


Вторую сюжетную группу иллюстраций Киевской Псалтири составляют изображения тех же лиц и событий, которые имеются в предыдущей группе, но которые соединены, в соответствии с пророческим характером псалмов, с изображениями новозаветных персонажей и символов.

Во главе этой группы, отвлекаясь от фактической последовательности размещения миниатюр, но придерживаясь ради ясности излжения хронологического принципа, следует поставить изображение рая, где бог в образе Иисуса Христа сотворяет первого человека. Вместо безличной десницы божией также изображается Христос: он восседает на престоле и на огненных серафимах, ему поклоняются ангелы, к иконе Христа обращается с моливой праотец Авраам, Христос, восседающий на херувимах, является Ефрему, Манасии и Вениамину, он осеняет сынов Коревых и ветхозаветных законоучителей.

Типичный, многократно повторяющийся в цикле мотив – это двойное изображение Давида и Христа. Последний представлен либо стоящим (как бы на земле), либо взирающим с небес, либо в медальоне (как разновидность иконы), либо символически – в виде престола, алтаря под киворием, увенчанным крестом, креста на Голгофе. Замечательная миниатюра, посвященная Христу и Давиду, украшает начало Киевской Псалтири. Композиционно она как бы совмещена с имеющимся здесь изображением совета нечестивых, но по содержанию относится к тексту, расположенному на обороте этого листа. Христос уподобляется неувядаемому плодоносному древу, посаженному при потоке вод, и фигурка Давида рядом с изображениями Христа, дерева и потока обретает глубокий смысл: царь как бы питается плодами мудрости божества, вдохновляется им на сочинение псалмов. В других случаях Давид, простирая руки, взывает к Христу о помощи, молится ему, славословит его, поклоняется ему, стоит рядом с ним.
Существенной составной частью второй группы миниатюр является сравнительно небольшое число иллюстраций, изображающих Давида, молящегося Христу или вспоминающего о Христе при определенных жизненных обстоятельствах, обрисованных мастером косвенным образом. Там, где Давид взывает к Христу об избавлении своей души от смерти, художник прибавляет к основной сцене аллегорическую фигурку Ада в виде лежащего человека, а там, где упоминаются нечестивые или враги, он пишет нечестивых и чертей или ангела, разгоняющего врагов царя-псалмопевца.

Несколько иллюстраций контаминационного типа воплощают стихи Псалтири, лишенные какого-либо определенного историко-географического смысла, но в которых мы видим конкретную личность Христа. Эти рисунки можно было бы зачислить в следующий разряд, если бы не выражения-штампы, больше свойственные ветхозаветной, чем новозаветной литературе. Таковы иллюстрации, где представлено, как некие "племена" замышляют зло против бога-Христа, как отрицают Христа "неразумные", как его окружают плотным кольцом вооруженные воины с рогатыми и песьими головами, как поклоняются ему языческие народы, как он охраняет сложенные в ковчег кости праведников, как он берет под свою защиту обездоленных и нищих. Наконец восхваление Васанской горы-Сиона, избранной богом в качестве своего вечного обиталища, изображается как видение пророком Даниилом высокой скалы с медальоном наверху, где представлено Знамение, или, что одно и то же, Христос в явленном виде.

Новозаветные сюжеты, сюжеты из истории церкви и Страшный суд


В этом разделе выделяется небольшой, но интересный для научного анализа цикл иллюстраций на евангельские темы. Несколько миниатюр посвящено Богородице и родителям Предтечи: "Введение во храм", "Встреча Марии с Елизаветой", Богоматерь Одигитрия (в рост), пророк Захария и святая Елизавета с младенцем Иоанном (последние три миниатюры находятся при песнях Богородицы и Захарии, добавленных к основному тексту Псалтири). Затем в разных местах рукописи, при подходящих выражениях, написаны почти все двунадесятые праздники: Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Причащение, Распятие, Сошествие в ад, Вознесение. Отдельные сцены представлены по нескольку раз, причем в разных иконографических вариантах. Этим "праздникам" сопутствуют менее значительные эпизоды, но также в виде отдельных картинок: избиение младенцев, Иуда, договаривающийся о предании Христа и получающий сребреники, разделение риз, повесившийся Иуда, раскаяние Петра. Все миниатюры на евангельские сюжеты отличаются редкой композиционной изобретательностью и высоким качеством исполнения.

Следующий цикл – лица и события из истории церкви – самый обширный. Кого здесь только нет! На большой миниатюре, занимающей поля на развороте двух листов, представлены двенадцать апостолов, проповедующие слово божие народам. Другая миниатюра посвящена церкви Христовой. По одному или небольшими группам написаны святые, прославившиеся подвигами во имя Христа: основатели монашества египетские и палестинские аскеты Антоний Великий, Арсений Великий, Савва Освященный, Онуфрий Великий и Павел Фивейский; основатели православной литургии Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов; мученики и священно мученики Гурий, Самон и Авив, Артемий, Агафангел и епископ Анкирский Климент, мученицы Феодулия и Фекла, великомученик Георгий, наконец, безымянные мученики, священномученики, святители, иерархи, преподобные и святые жены.

Изображения отдельных святых даны в сценах, повествующих об их жизни и кончине. Мы видим патриарха александрийского Иоанна Милостивого, прославившегося своим участием к обездоленным, в сопровождении убогих и нищих; святого Елевферия, привязанного, согласно рассказу о его смерти, к хвосту бегущей лошади; сорок мучеников Севастийских, история которых изложена с любопытными подробностями; Иоанна Кущника, подающего милостыню бедному, а также Зосиму, который встречает в пустыне Марию Египетскую и затем кормит ее на берегу Иордана. Подобно Давиду, нередко представленному в рукописи перед фигурой Христа или его иконой, многие святые даны в аналогичных молитвенных позах: они обращаются к Христу или славят его.

Ввиду особого характера темы Страшного суда, несмотря на то, что здесь, подобно миниатюрами второй группы, имеются существенные детали как ветхозаветного, так и новозаветного происхождения, мы выделяем иллюстрации Киевской Псалтири, посвященные этой теме, в дополнительный раздел третьей сюжетной группы. Число этих иллюстраций невелико – семь.

Так как поля рукописи не были приспособлены для многофигурного иконографического сюжета в его развернутом виде, сравнительной полнотой наделен только один рисунок. Сопроводительная надпись гласит: "Второе и страшное Христово пришествие". Здесь представлен Иисус Христос в голубом ореоле с ангелами за спиной и Богоматерь с Предтечей по сторонам Христа. У ног Иисуса написана львиная маска с вытекающей из нее огненной рекой. Ниже мы видим шесть апостолов (Петр, Павел, Марк, Фома, Лука и Матфей) и плотную группу избранных праведников. Еще ниже, в расширяющемся огненном потоке, написаны ангел, который гонит толпу иудеев, полчище чертей, жуткая фигура сатаны и отверстая пасть змия – конечная утроба ада. Рядом, на белом фоне листа, помещена традиционная назидательная параллель: Богоматерь в раю, благоразумный разбойник Рах, ангел, взвешивающий души, и другой ангел, ударяющий жезлом черта, пытающегося повлиять на правильность взвешивания. Несмотря на явно "урезанный" извод Страшного суда в этой иллюстрации, предельно сокращенной является еще одна миниатюра на ту же тему: она изображает одиноко восседающего на престоле Христа и огненный поток. Вызванные недостатком места сокращения отчасти восполняются рядом мелких иллюстраций, как бы изъятых на общей композиции и рассеянных по разным местам Псалтири. Это Лоно Авраамово, Авраам, Исаак и Иаков, Авраам и врата рая, низвержение грешников.

Аллегорические и повествовательные сюжеты неисторического содержания


Этот большой раздел труден для классификации. Выделим сначала иллюстрации поучительного и нравоучительного характера на темы о нечестивых и праведных. Нечестивые в Псалтири – это люди, полные греха: злые сердцем, льстивые, развратники и клеветники, помышляющие исключительно о собственной выгоде. Им противостоят праведники. Они вручили себя богу, заботятся о спасении души и пренебрегают земными радостями для будущей жизни. Последовательно проводится и социальный принцип: нечестивый – это богач, стяжатель, а праведник – убогий, нищий, бездомный. Нищие, праведные восхваляют имя божье, их души после смерти возносятся на небо, им открыты пути к райскому блаженству.

В этой группе иллюстраций немало аллегорий, уподоблений, олицетворений, иногда тяжеловесных и неудобопонятных. Птица, сидящая на вершине горы - это душа человеческая; олень, идущий на водопой – душа, желающая бога. Неразумный человек – это бессмысленный "лошак", нечестивый – это аспид, затыкающий уши хвостом и не слышащий голоса заклинателя, клеветники – люди с непомерно длинными, до земли, высунутыми языками. Смерть, которая будет пасти души стяжателей и нечестивых, изображается как пасторальная сцена: пастух пасет кабанов около ветвистого дерева. Праведник и его сыновья – это маслина с новыми побегами. Старость – это старик с клюкой, обновление – орел на дереве.

Буквализмы


Специальную группу цикла составляют рисунки, основанные на буквальном воспроизведении отдельных слов или выражений Псалтири. Их содержание однозначно и не распространяется дальше и глубже того, что изображено художником: "полевые звери", телец, дремлющие всадники, солнце и луна, воды на горах и воды, текущие через горы, птица на ливанском кедре и олень в скалах, воды, превращенные в кровь, земля, горы и леса, источники, реки, моря и морские животные, птицы.

Читать продолжение старинной книги






Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг