Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

К числу богатейших монастырских библиотек принадлежала библиотека Троице-Сергиева монастыря. Монастырь этот возник около 1335 года. Основатель его Сергий Радонежский принимал участие в политической жиз¬ни и своим авторитетом поддерживал политику московского великого князя. Библиотека, зародившаяся при основании монастыря, росла из года в год. Этому способствовало особое привилегированное положение богатого монастыря, пользовавшегося особым покровительством московских князей и царей.

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Известно, что в первое время после основания монастыря в нем для письма за недостатком других материалов употреблялась береста; "свертки на деревце чудотворца Сергия" упоминаются еще в выписке из отписных книг первой половины XVII века. В описании рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, относящемся к концу XV века, упоминается, что в Троице-Сергиевом монастыре в то время было около трехсот книг и двадцати молитвенников. Отстаивая независимость русского государства, Троице-Сергиев монастырь в 1608-1610 годах выдержал осаду поляков и литовцев, способствуя этим их разгрому и изгнанию из России. Благодаря этому в числе сокровищ монастыря были спасены и книги, которые в Москве и других местах гибли от иноземных захватчиков.

По описи 1642 года в библиотеке Троице-Сергиева монастыря числились 623 книги (печатных среди них было немного). Сверх того значилось сто книг в раздаче по монастырям и девятнадцать в отсылке в Москву. В середине XVII века библиотека находилась при ризничной палате, а потом в особом помещении (в башне, в палате в куполе Троицкой церкви).

В документах Троицкой лавры сохранились списки мона¬хов, исполнявших обязанности книгохранителей, начиная с 1540 года. О некоторых из них записано, что они занимались также списыванием книг и их исправлением. В одном сборнике XVII века, принадлежавшем библиотеке Троице-Сергиева монастыря, имеется наставление книгохранителю. Приводим краткую выдержку из этой рукописи. "Приими книгу и прочитай часто знаемое, а неведомаго иди к, мудрейшим себе вопрошати; солнечную светлость мрачный облак закрывает, книжные бо мудрости вся тварь не может скрыти... Подобает тебе, книгохранителю, почасту книг дозирати и в них разумеваемая чести и досматривати, да еще кто его не ведаешь, и ты вопроси у вышшаго себе разумом и учением. Та бо мудрость не по старости дается. Аще бо ты возрастом стар, но разумом неисполнен; аще бо иный человек и млад, но учения наполнен, да аще коему человеку есть вера велия, чего искати от кого, той убо желание свое исполнит и искомое обрящет".

Рукописями библиотеки Троице-Сергиева монастыря уже в конце XVIII и в XIX веке пользовались для своих работ Н. М. Карамзин, П. М. Строев, В. И. Ундольский, Калачов, И. И. Срезневский, С. П. Шевырев, М. И. Сухомлинов, Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, Н. И. Костомаров, А. Н. Пыпин, В. О. Ключевский, Н. Барсуков, А. С. Архангельский и другие ученые. Много материалов и исследований, составленных на основе фондов этой библиотеки, было опубликовано в "Чтениях Московского общества истории и древностей", в "Летописях занятий археографической комиссии" и в других изданиях. В этой библиотеке Карамзин нашел Троицкий список древней летописи, который затем сгорел в Москве в 1812 году при нашествии французов.

Библиотека Соловецкого монастыря возникла в XV вехе. Монах этого монастыря Досифей подолгу жил в Новгороде. Там он собирал книги для своего монастыря, а также подыскивал писцов и переписывал книги, выбирая лучшие и древнейшие подлинники. Библиотека этого монастыря получала особенно много пожертвований (вкладов) книгами от царей, князей, бояр, духовенства из Москвы и Новгорода. Среди вкладчиков были великий князь Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович, князь Дмитрий Пожарский.

В библиотеке Соловецкого монастыря по описи 1514 года было 126 книг (из них 46 Досифеевых), в половине XVI века - 268 книг и в 1676 году, как мы уже указывали, 948 рукописей и 530 печатных книг. Бередников в 1834 году в библиотеке Соловецкого монастыря нашел 1004 рукописи и 2532 печатные книги, в том числе Львовский Апостол 1574 года. Крупной была библиотека Чудова монастыря в Москве, в Кремле. Ко второй половине XIX века в ней уцелело двадцать четыре рукописи на пергаменте и триста сорок две - на бумаге.

Укажем содержание некоторых из них. Рукопись XVII века Космография Помпония Мелы начинается словами: "Земля есть посреде округов небесных, яко точка в окружном колеси". В один сборник XVII века входят: Рассуждение о Стоглавом соборе, Повесть о пленении Троицком, о Мамаевом побоище, послание Г розного к Султану 1560 года, его же послание к Сигизмунду Августу, о приходе турок и крымцев к Азову, о приходе Батория к Пскову, Эзоповы басни и другие.

В книге о китайском государстве говорится: "О том, когда началось китайское государство, и сколько их родословий, и книги у них когда начали писати, и летописцы". Лечебник XVII века назван "Лекарника, избран от многих мудрецов, о человеческом естестве, внутреннее лекарство и внешнее и масти болячкам, описан по главам". В числе пергаментных рукописей сохранилась повесть: "Жизнь Иоасафа царевича Индийского и Варлаама пустынника".

По описи библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1573 году, как мы знаем, значатся 1150 книг. Более ранняя опись этой библиотеки относится к 1545 году. К числу замечательнейших библиотек XV-XVII веков принадлежала библиотека Кирилло-Белозерского монастыря. Как мы отмечали, по неполной описи ее, в конце XV века в ней было 211 или 212 книг. Из описей более позднего времени видно, что в этой библиотеке было в 1601 году - 1065 книг; в 1621 году - 1220 книг; в 1635 году - 1328 книг; в 1664 го¬ду - 1916 книг.

Из библиотек, возникших в позднейшее время, следует отметить библиотеку основанного в 1656 году Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Патриарх Никон в 1661 году пожертвовал в эту библиотеку до 1300 рукописей и старопечатных книг. Многие из этих книг (до 500) в 1674 году были взяты в Москву, в патриаршую библиотеку, много книг погибло во время пожаров. В начале XIX века в этой библиотеке был найден "Изборник Святослава", написанный в 1073 году. Остановимся кратко на одной из наших самых замечательных древних библиотек - библиотеке Софийского собора в Новгороде.

О богатстве этой библиотеки свидетельствует тот факт, что в 1639, 1640, 1654 годах книги из нее брались в Москву для справок и для сличения старых переводов. Много книг вывез с собой в Москву Никон, когда он оставлял Новгород в 1652 году. В 1720 и 1735 годах из нее опять брали книги. Строев при осмотре Софийской Новгородской библиотеки в 1823 году нашел в ней 1189 рукописных и 3000 разного рода книг. В числе всех этих рукописей и книг были доставленные в 1780 году из Кирилло-Белозерского, Череповецкого и других монастырей. Много рукописей было на пергаменте, с указанием года написания и послесловиями. Древнейшие из них относились к XII веку. Как отмечает Строев, по каталогу библиотеки, составленному лет за сорок до его приезда, бывшие в библиотеке летописи были доставлены в синод и графу Мусину-Пушкину.

Мы остановились здесь на библиотеках некоторых больших и богатых монастырей. Но собрания книг, как мы знаем, были и при других монастырях, а также в церквах. Представление о количестве бывших в них книг дают сведения об общем числе монастырей на Руси, а также сохранившиеся описи монастырских и церковных книг. По сохранившимся описям книг 34 церквей и 14 монастырей восьми городов: Коломны, Можайска, Казани, Свияжска, Тулы, Каширы, Венева и Лаптева видно, что в этих церквах и монастырях в XVI веке было 85 названий различных книг в количестве 1491 экземпляра.

Если сюда прибавить еще, по меньшей мере, 400-500 книг, которые должны были быть в 71 церкви, книги в которых не учтены, то следует считать, что в монастырях и церквах перечисленных выше восьми городов было до 2000 книг. Почти все эти книги были богослужебные и священного писания, но они могли служить и для обучения грамоте. Именно в средине XVI века Стоглавый собор обязал во всех городах выбрать из среды священников, диаконов и дьячков наиболее грамотных людей и организовать в их домах школы для обучения детей грамоте и письму.

Сколько же книг вообще было на Руси в первые века? Установить эту цифру можно только приблизительно. Книги массами гибли во время войн и нападений на русскую землю, а также от пожаров. По данным, опубликованным в 1897 году, количество русских рукописей XI-XIV веков, уцелевших в наших и отчасти в заграничных книгохранилищах, равнялось 706. Из них XI века - 20; XI-XII веков - 1; XII века - 59; XII или начала XIII века - 28; XIII века - 110; конца XIII или начала XIV века - 33; XIV века - 366; конца XIV века или начала XV века - 89. Среди этих рукописей было: 1) священного писания - 232; 2) богослужебных - 266; 3) творений отцов церкви - 82; 4) духовно-нравственных - 108; 5) по церковному и гражданскому праву - 11; 6) исторических - 6.

Составитель этих данных на основании некоторых подсчетов и соображений приходит к выводу, что общее количество книг, которые были написаны на Руси от принятия христианства до XV века, можно ориентировочно считать равным двадцати тысячам. К этим книгам надо добавить иностранные, особенно греческие рукописи, которые появились еще в Киевской Руси и затем поступали и в последующее время. Никольский Н.К. общее число рукописных книг, сохранившихся от XI-XVII веков, определяет в 75 тысяч. Он указывает, что современная библиография располагает сведениями о тысячах рукописных книг древней Руси.





Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг