Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

Софья Палеолог, как уже говорилось, приехала в Москву в конце 1472 года. Можно представить, какое впечатление произвели на нее старые кремлевские соборы времени Ивана Калиты (первой половины XIV века) и обветшавшие белокаменные стены и башни крепости, построенной при Дмитрии Донском. После Рима и городов континентальной Европы с их великолепными каменными сооружениями разных эпох и стилей трудно, наверное, было примириться греческой принцессе Софье с тем, что обряд ее венчания проходил во временной деревянной церкви, стоявшей на месте разобранного Успенского собора XIV столетия. Нет сомнений в том, что рассказы Софьи и приехавших с нею представителей греческой и итальянской знати о прекрасных образцах церковной и гражданской архитектуры итальянских городов, об их неприступных укреплениях повлияли на решение Ивана III привлечь для перестройки Кремля – резиденции русского государя – иноземных мастеров.

Удивительное ощущение возникает сегодня при взгляде на стены и башни Московского Кремля, на его древние храмы и палаты – многое из сохранившегося ныне было построено при великой княгине Софье. Прошло несколько столетий, но точно такими же видела она Успенский собор и церковь Ризоположения, Грановитую палату. Да и сама крепость, охранявшая древний центр столицы Руси, росла и создавалась на ее глазах, хотя за прошедшие затем века облик укреплений несколько изменился. Рассказ о Софье Палеолог и ее времени будет, наверное, не совсем полным без упоминания об истории перестройки Кремля и деятельности итальянских архитекторов в Москве в конце XV века.

Именно в области культуры и техники проявился наиболее ярко характер русско-итальянских отношений после приезда на Русь второй жены великого князя Ивана III. Так и не оправдались надежды римского престола расширить влияние католичества на Руси. Не смогли итальянские города-республики, и прежде всего Венеция, использовать Русское государство в качестве союзника в войнах на Востоке. Все это осталось неосуществленным, так как великий князь Иван, проводя независимую политику, увидел в Италии, прежде всего, источник квалифицированных кадров в различных областях. О задачах посольств, отправленных во второй половине XV столетия великим московским князем на Апеннинский полуостров, упоминалось выше.

Особой заботой великого князя была перестройка резиденции и превращение ее в неприступную крепость. Поэтому в письменных источниках русского средневековья мы чаще всего встречаем имена итальянских архитекторов. Наверное, в Москву соглашались ехать не всегда самые выдающиеся мастера своего дела – для них широкое поле деятельности было обеспечено и на родине. Но созданные иноземными «муролями» в столице Руси постройки свидетельствуют не только о хороших навыках, но и о высоком мастерстве и вкусе их авторов. Один из известных болонских архитекторов Аристотель Фиораванти, прибывший в Москву в 1475 году, получил задание построить Успенский собор. Мастер был поставлен в довольно жесткие рамки, так как за образец ему велели взять Успенский собор города Владимира, указав создать более грандиозную постройку. Интересно, что Фиораванти предпринял в связи с этим длительную поездку по древни русским городам с целью ознакомиться с их архитектурой. Только после этого, разрушив остатки неудачного опыта московских мастеров, он приступил к сооружению нового здания храма. Оно было завершено к лету 1479 года, и с тех пор Успенский собор Московского Кремля является главным храмом Русского государства.

Начиная с 1485 года территория Кремля надолго стала грандиозной строительной площадкой. Только московский государь, обладавший огромной реальной властью и большими материальными ресурсами, мог начать столь масштабные работы. Напомним, что почти одновременно шло строительство храмов, дворцовых зданий и крепости. В 1484 году началась перестройка старого Благовещенского собора (здесь трудились русские мастера), а рядом с ним итальянцами был заложен большой Казенный двор, занявший все свободное пространство вплоть до Архангельского собора. Сооружение этих зданий завершилось в конце 1480-х – начале 1490-х годов. С 1485 года украшает Соборную площадь Кремля небольшая церковь Ризоположения, построенная псковскими мастерами. Между нею и Благовещенским собором с 1487 по 1491 год шло сооружение большой палаты – Грановитой – для парадных приемов, которым руководил Марко Фрязин. Но завершал работы над этим зданием в 1491 году уже Пьетро Антонио Солари, приехавший на Русь годом раньше.

Наиболее грандиозные и сложные работы были связаны с перестройкой крепости. Есть предположение, что в разработке плана новых оборонительных сооружений Москвы принимал участие и Аристотель Фиораванти; позже к проектным и строительным работам были привлечены приехавшие на Русь Марко Фрязин и Антон Фрязин. В летописях с их именами связывают не только руководство при возведении гражданских построек, но и сооружение башен Кремля. В 1485-1488 годах Антоном Фрязином были построены Тайницкая и Свиблова башни, угловая Беклемишевская башня – Марко Фрязином. С 1490 года все работы по возведению укреплений возглавил Пьетро Антонио Солари. Под его началом в 1490-1491 годах были сооружены Боровицкая, Фроловская, Константино-Еленинская и Никольская башни, а также и Собакина (позднее – Угловая Арсенальная). После смерти этого мастера, последовавшей в 1493 году, пригласили новых архитекторов для завершения реконструкции центра столицы. Среди них выделялся Алевиз Фрязин, начавший в 1499 году возведение каменного дворца для великокняжеской семьи (строительство затянулось до 1508 года), и Алевиз Новый, построивший в Кремле в начале XVI века Архангельский собор, другие храмы и создавший вокруг крепости систему плотин и огромный оборонительный ров на Красной площади. Правда, великая княгиня Софья не дожила, как и Иван III, до полного завершения всех строительных работ. Но основные сооружения, составляющие и сегодня исторические достопримечательности столицы России, им довелось увидеть во всей их первозданной красоте.

Итальянские архитекторы-фортификаторы почти полностью повторили конфигурацию белокаменного Кремля XIV столетия, в которой ничего уже нельзя было существенно улучшить. Привыкшим к строительству регулярных крепостей геометрического плана, им пришлось считаться с ассиметричной планировкой Кремля и решать сложные задачи, учитывая непростое гидрогеологическое размещение Боровицкого холма. В результате оборонительные сооружения Москвы рубежа XV-XVI веков оказались мощной крепостью, выдержавшей осаду врагов и времени. Совершая сегодня прогулку по окруженному зеленью садов древнему Кремлю, задумаемся над тем, что стены стоящих на его территории палат и храмов помнят великую княгиню гречанку Софью Палеолог, на глазах которой совершалось преображение резиденции московского государя.

Продолжить чтение старинной книги






Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг