|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
У Андрея Платонова счастливая писательская судьба: он написал все, что хотел и как хотел, и все написанное им рано или поздно было опубликовано, прочитано и оценено легионом критиков и легионом читателей. Не все при жизни писателя, но разве для творца увидеть свое имя на обложке желаннее, нежели написать то, что под нею? Это не смешение двух слагаемых писательской судьбы, а их соотнесение. Вспомним: прозу маркиза де Сада, Стендаля, Ницше, Джойса при жизни авторов по разным причинам прочли единицы, но от этого их творения, предназначенные для человечества (безотносительно к их пользе для общества), никак не умалились. Андрей Платонов, прекрасный инженер, жизненные препятствия воспринимал как поломки механизма. Как "технарь" он знал, что паровоз идет вперед тогда, когда сам станешь его частью, когда будешь не сетовать на сбой в работе, а преодолевать его. При этом писатель верил только в победу - своего дела, народа, страны. Достаточно привести свидетельство близко знавшего Платонова Ю. Нагибина. "На всю жизнь остался в памяти страшный день 16 октября 1941 года, когда толпы москвичей устремились к шоссе Энтузиастов и Казанскому вокзалу - многим показалось, что немцев уже не удержать. И вот в самый разгар этой невообразимой паники... к нам зашел Андрей Платонов. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: "Андрей Платонович, что же будет?" Он посмотрел так удивленно: "А что?.. Россия победит". "Но как?! - воскликнула мама. - Немцы уже в предместьях Москвы!" Платонов пожал плечами: "Как? Я не знаю, как. Пузом!" Бытует мнение, что лучшие произведения Платонова - опубликованные посмертно, а не прижизненные. С этим можно было бы и поспорить, но зачем? У писателя одинаково хороша вся проза, "взрослая" и детская, увидевшая свет три четверти и четверть века назад. Хороша правдой жизни, в которую был погружен автор, неразрывная с эпохой. А еще тем, что Андрей Платонович каждую строку, по его собственному признанию, "писал кровью". Будущий писатель родился 16 августа 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова, известного своими изобретениями. От него сын унаследовал любовь к технике и страсть к ее совершенствованию. А еще свою новую фамилию-псевдоним - Платонов. Андрей был старшим из одиннадцати детей. Учился в церковно-приходской школе и городском училище. Жили очень бедно. Чтобы поддержать семью, подросток с 13 лет работал рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста, электротехником, в паровозоремонтных мастерских... Жизнь рано сделала его взрослым. Октябрьская революция дала возможность Платонову начать новую жизнь - с учебы. В 1918 году молодой человек поступил в железнодорожный политехникум на электротехническое отделение, одновременно он печатал в воронежских газетах и журналах свои фельетоны, статьи и рассказы (стихи он пробовал сочинять еще в 12 лет), но уже через год в составе красноармейского железнодорожного отряда воевал с белогвардейцами Мамонтова и Шкуро. В 1920 году Андрей принял участие в работе первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Первая книга очерков беллетриста носила символичное название "Электрификация" (1921 г.). Вскоре вышел и сборник его стихов "Голубая глубина", отмеченный В. Брюсовым. После войны Платонов окончил Воронежский политехнический институт (1926 г.) и стал работать губернским мелиоратором, заведовал работами по электрификации сельского хозяйства; возглавлял Чрезвычайную комиссию по борьбе с засухой, обустроил сотни прудов, колодцев, занимался осушением, строительством сельских электрических силовых установок. "В эпоху устройства социализма "чистым" писателем быть нельзя", - утверждал Платонов. Он был лишен обычного писательского честолюбия и занимался тем, что, по его мнению, несло людям большую пользу. "Андрей о себе никогда не думал, жил для людей. Всегда был с простым людом... Страшно беспокоился за землю. Он ее воспринимал как живую... Хотел, чтобы люди скорей стали жить лучше, ведь кругом разруха была" (В. Трошкина). Помимо основной работы Платонов задаром устраивал для крестьян то мельницу, то кино, то оросительную систему... Любую свободную минуту "рабочий-философ" посвящал изобретениям (у него были десятки патентов), экономическим расчетам, чтению книг по истории, философии, русской классики. "Он знал все на свете! И все это, как у большинства настоящих людей, было золотыми плодами самообразования" (Ю. Нагибин). В 1926 году на Всероссийском съезде мелиораторов Платонова избрали в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ, и он с женой Марией Александровной ("Вечной Марией", урожденной Кашинцевой) и сыном Платоном переехал в Москву. Однако чиновничьи игры оставили его в столице без работы, и хорошо. Наркомат земледелия "пригрел" профессионала-гидростроителя, не дав ему "подохнуть с голоду", назначив Платонова заведующим отделом мелиорации Тамбовской губернии. В Тамбове Андрей Платонович и состоялся как писатель. 1927 год стал годом необычайного творческого подъема. Были сочинены повести "Эфирный тракт", "Епифанские шлюзы", "Город Градов", "Сокровенный человек", "Ямская слобода", "Строители страны" (первая редакция "Чевенгура") и другие; написаны работы по вопросам землепользования в России, философские эссе об искусстве и религии, статьи о науке, социологии и экономике. Писатель активно сотрудничал в журналах "Красная новь", "Новый мир", "Октябрь", "Молодая гвардия". В течение двух лет Платонов издал четыре горячо принятые читателями книги: "Епифанские шлюзы", "Сокровенный человек", "Луговые мастера", "Происхождение мастера". Тогда же были написаны пьесы "Высокое напряжение" и "Пушкин в лицее". Критика РАПП тут же разнесла рассказы "новенького" - "Че-Че-0", "Государственный житель" и "Усомнившийся Макар", что помешало писателю опубликовать роман-утопию о социальной революции "Чевенгур" (1929 г., напечатан в 1989-м) - не смог помочь даже Максим Горький. Продолжая ездить по совхозам и колхозам Средней России, Платонов запечатлел увиденное в повести "Котлован" и в пьесе "Шарманка", не вышедших при его жизни. Напечатанную в 1931 году повесть-хронику "Впрок" "забраковал" Сталин. Злую шутку с автором сыграла судьба. Александр Фадеев, как редактор, подчеркнул те места, которые он предлагал "выкинуть по политическим причинам. Верстку он почему-то не просмотрел, и подчеркнутые им места в типографии набрали жирным шрифтом. В таком виде номер журнала попал на глаза Сталину" (Вениамин Каверин). Новая горячая волна критических нападок на автора охладила заинтересованных в нем издателей. Несмотря на литературную изоляцию, Платонов не сдался, написал новые повести . "14 Красных Избушек", "Ювенильное море", "Хлеб и чтение", роман "Счастливая Москва" (не окончен). В 1931-1935 годах Андрей Платонович работал старшим инженером-инструктором в Республиканском тресте по производству мер и весов, получил много патентов на изобретения. В поездке по Туркмении в 1934 году Платонов убил сразу двух зайцев: как инженер-мелиоратор он входил в состав туркменской комплексной экспедиции Академии наук по изучению промышленности страны, а как писатель создал прекрасные вещи - повесть "Джан", рассказ "Такыр", статьи "О первой социалистической трагедии", "Горячая Арктика", несколько сценариев. В 1936 году был опубликован рассказ писателя "Бессмертие", затем книга "Река Потудань" с такими перлами как "Июльская гроза", "Фро", "В прекрасном и яростном мире" и другими. После этого он выступал в печати преимущественно как литературный критик. Около 8 лет Андрей Платонов работал над романом "Путешествие из Ленинграда в Москву (по следам Радищева)", который он считал своей главной вещью, но в начале войны чемоданчик с рукописью был украден в поезде. У писателя много замечательных произведений для детей, написанных в разные годы: пьесы "Избушка бабушки", "Добрый Тит", "Неродная дочь" и другие, книги "Июльская гроза", "Башкирские народные сказки", "Волшебное кольцо". В 1938 году по навету (за политические анекдоты) был арестован сын Андрея Платоновича - Платон, пятнадцатилетний школьник, и осужден "за антисоветскую агитацию". Освободили его, больного чахоткой, лишь в 1941 году благодаря хлопотам Михаила Шолохова и распоряжению Сталина. Через два года Платон умер, оставив незаживающую рану в сердце отца. С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуировался в Уфу, где вышел сборник его военных рассказов "Под небесами Родины". В 1942 г. он добровольцем ушел на фронт рядовым, но вскоре в звании капитана стал фронтовым корреспондентом "Красной звезды" и "Красноармейца". "Его очерки отличались тем, что в них была правда войны, правда жизни. У него не было полуправды. Он писал правду жизни, а на войне - и правду смерти" (Д. Ортенберг). Капитан эту правду искал не в штабах, а в окопах. Писатель "лез в любую дыру. Он был прожженный окопный капитан, его так и звали - "окопный капитан"" (М. Зотов). Писатель перенес контузию, заболел туберкулезом, но, тем не менее, прослужил до 1946 года. В годы войны вышли четыре книги прозаика: "Одухотворенные люди", "Рассказы о Родине", "Броня", "В сторону заката солнца". Две - "О живых и мертвых" и "Вся жизнь" напечатаны не были. За время войны Платонов выпустил едва ли не больше, чем за всю свою предшествующую жизнь. Он писал жене: "Русский солдат для меня святыня, и здесь я вижу его непосредственно. Только позже, если буду жив, я опишу его". В 1946 году в "Новом мире" был опубликован рассказ "Семья Иванова" ("Возвращение"), объявленный "клеветническим", после чего Платонова перестали печатать. Писателю помогали материально Михаил Шолохов и Александр Фадеев. Последним большим произведением, над которым работал Андрей Платонович, была пьеса-мистерия "Ноев ковчег (Каиново отродье)". Пьеса осталась незаконченной. Андрей Платонович Платонов умер 5 января 1951 года. Похоронен он на Армянском кладбище рядом с сыном. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||