|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Вопрос этот, конечно, дискуссионный, однако основоположниками современного русского литературного языка и классической русской литературы принято считать гениального поэта Александра Сергеевича Пушкина и известного писателя-историографа Николая Михайловича Карамзина - выдающихся деятелей культуры начала XIX века. Впрочем, и до них на протяжении восьми столетий в государстве рождалось немало известных русских писателей. Заслуга Пушкина состоит, в первую очередь, в том, что он усвоил лучшие уроки западноевропейской литературы и на современном русском языке написал произведения, не уступающие классике Запада. Настоящая же русская литература, равной которой не найти ни в одной национальной литературе мира, началась после Карамзина и Пушкина. Справедливо утверждать, что первым подхватил знамя писатель-богоискатель Николай Васильевич Гоголь, а продолжателями выступили такие известные всему миру писатели, как Тургенев, Чернышевский, Достоевский, Лесков, Толстой, Горький... Духовным путем эти авторы благодаря своим произведениям вывели русскую классическую литературу на нравственную высоту, недосягаемую для авторов, сбившихся или пренебрегших этим путем. Русская литература по меткому утверждению Виореля Ломова "всегда жила и живет совестью народа - даже в самые суровые годы недостойным писателя делом считалось вместо приобщения читателя к нравственным высотам пускать ему пыль в глаза, чтобы тому легче было оступиться и сорваться в пропасть". Трудно предположить, что коллекционирование старых книг возможно без знания судеб их авторов. Поэтому мы и собрали здесь биографии тех людей, чьи произведения стоят на ваших книжных полках, составляя при этом золотой фонд русской литературы - биографии самых лучших, самых известных русских писателей...
Митрополит Киевский Иларион
О жизни киевского митрополита Илариона сохранилось совсем немного сведений. Время его жизни пришлось на годы правления Ярослава Мудрого, семнадцать лет единовластия которого стали годами политического могущества и культурного расцвета древнерусского государства. Правители многих государств почитали за честь породниться с киевским князем, благо у того хватало дочерей. Анна стала женой французского короля Генриха I, первой после его смерти королевой Франции. Анастасия - женой венгерского короля Андрея I. Елизавета была замужем за норвежским королем Гаральдом Смелым. Русская культура эпохи Ярослава - собор Святой Софии в Киеве и Новгородская София, летописи, мозаики, фрески - видится сегодня как нечто чудесное и великое. далее
Владимир Всеволодович Мономах
Владимир Мономах всю свою жизнь собирал Русь вослед за своим дедом Ярославом Мудрым. Собирал не только походами, но и словом своим. Мономах - один из первых русских писателей. Два десятилетия он вынашивал "Поучение" своим детям, которое стало открытым письмом боярам, призвавшим к единству Руси и братолюбию. "Поучение" стало первой в нашей истории автобиографией великого политического деятеля, одним из первых светских произведений, выдающимся памятником древнерусской религиозно-философской мысли. В этом сочинении автор дал образец не только литературной, но и нравственной высоты, на которой надо быть, когда пишешь для людей. Он "просвети Рускую землю акы солнце луча пущая" - так сказал о нем летописец. далее
Михаил Васильевич Ломоносов
"Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он добился основания первого университета в России; он, лучше сказать, сам был первым университетом", - сказал о нем Александр Сергеевич Пушкин. В 1745 году ученый получил разрешение читать публичные лекции на русском языке и о наборе студентов из семинарий. В Историческом департаменте и Историческом собрании доказал вклад в научные исследования русского народа. Произнеся в 1749 году в торжественном собрании Академии наук "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех, Ломоносов стал пользоваться большим вниманием при Дворе, сблизился с любимцем Елизаветы графом И. Шуваловым. далее
Андрей Тимофеевич Болотов
К огромному сожалению, таких добродушных милых писателей, таких добропорядочных, как Андрей Тимофеевич Болотов, больше нет на свете. Нет, потому что и в принципе быть не может. Ибо суть писательская - будоражить душу человеку и являть ему мерзость его или, напротив, высоту. И в этой должности милым и добродушным, не говоря уж о добропорядочности, остаться почти невозможно. Писатель оставил свои "Записки", которые он писал 30 лет, - "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков", ставшие подлинной хрестоматией русской жизни XVIII столетия, литературным памятником, написанным прекрасным стилем, высоко оцененные современниками и потомками писателя, которые Лев Николаевич Толстой назвал "драгоценными". далее
Гаврила Романович Державин
Незадолго до своей смерти Екатерина назначила Державина в комиссию по расследованию обнаруженных в заемном банке хищений; он и там преуспел в изобличении воров. К тому времени Гаврила Романович уже не просто чиновник и царедворец, он - великий поэт, и это понимали все, от императрицы до караульного. "Бог" уже написан и переведен на все европейские языки. Написан грандиозный "Водопад", посвященный Потемкину. "Хор", начинавшийся словами "Гром победы раздавайся", на 40 лет стал неофициальным гимном России. А еще были созданы десятки других великолепных стихотворений, составивших славу Державину как первому стихотворцу России. Свой "золотой" период поэт достойно завершил "Памятником" в подражание Горацию. далее
Денис Иванович Фонвизин
Писать Денис Фонвизин пробовал еще на школьной скамье, но свою литературную деятельность начал все-таки с переводов. В 1761 году он поместил в журнале "Полезное Увеселение" переводную статью "Правосудный Юпитер" и перевод басен датского писателя Людвига Хольберга (всего он перевел их 226), позже перевел роман аббата Террасона "Геройская добродетель", трагедию Вольтера "Альзира", "Превращения" Овидия, повесть Грессе "Сидней и Силли" ("Корион"), ряд статей. Одновременно, под воздействием французских просветителей писал свои сатиры, участвовал в кружке русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Федора Алексеевича Козловского, известного вольтерьянца, где "лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве". далее
Николай Михайлович Карамзин
В 1811 году Николай Карамзин подал императору Александру I трактат "О древней и новой России", в котором явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ Михаила Сперанского (тот при Николае I воспользовался некоторыми рекомендациями историографа). В "Записке" историк изложил свою концепцию самодержавия как самобытно-русского типа власти, тесно связанного с православием и русской православной церковью, обвинил Петра I в искоренении древних обычаев и уничтожении Патриаршества. Император прямо на трактат не ответил, но заметно охладел к Карамзину. Отечественная война 1812 года прервала работу историка. Через год он возобновил ее, невзирая на то, что его обширнейшая библиотека полностью сгорела при пожаре Москвы. далее
Иван Андреевич Крылов
В 1809 году вышел первый сборник из 23 басен, сразу же сделавший знаменитым имя автора, не только как моралиста, но и как обличителя нравов сильных мира сего. "Новые басни" стали во многих домах настольной книгой. Пора безвестности и лишений закончилась, пришли всеобщее уважение и почести. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. В 1812 году поэт опубликовал басню "Волк на псарне", в которой изобразил Наполеона и Кутузова. В "Лебеде, Щуке и Раке" он выразил недовольство русского общества действиями союзников императора Александра I. Крылов неоднократно читал свои басни при дворе, в кружке императрицы Марии Федоровны. Всего до конца жизни он написал около двухсот басен, которые были объединены в девять книг. далее
Василий Андреевич Жуковский
Причудлив поэтический мир Жуковского. Оторванный от земли, он, тем не менее, стал реальным мостом, по которому русская литература перешла от Державина и Фонвизина к Пушкину и Гоголю. По нему же проследовали немецкие и английские черти, ведьмы и русалки, средневековые рыцари и древние греки - вся эта архаика и готика благополучно добралась до "золотого века" русской поэзии и была встречена официальным гимном России на слова Жуковского "Боже, царя храни". Всю жизнь поэт творил, пребывая в воздушных замках, хотя чаще всего это были поместья и дворцы, но, при всем том, своими сочинениями он нашел отклик в сердцах читателей, проживавших в доходных и частных домах, пребывавших в литературных кружках и в стане русских воинов. далее
Александр Сергеевич Грибоедов
В 1820 году Грибоедову приснился сон, будто он друзьям читает отрывки из своей новой комедии. Сон превратился в явь, когда поэт приступил к написанию пьесы. Окончил он ее в Тифлисе, через два года, а затем приехал в Москву и, окунувшись в свет, по свежим впечатлениям переделал комедию по ночам. Первая редакция называлась "Горе уму". Опубликовать комедию и поставить ее на сцене Грибоедов не смог - для московских аристократов, многие из которых являлись участниками войны с Наполеоном, была неприемлема карикатурность "фамусовского общества" и его "противник" - неприкаянный остроумец-пустышка, чуждый укладу русской жизни. В Петербурге комедию ожидала та же участь - дабы не наносить афронт старикам-ветеранам, ее запретил Александр I. далее
Александр Сергеевич Пушкин
В 1811 году благодаря служебным связям отца Александр поступил в только что открытый Царскосельский лицей, готовивший по университетской программе из отпрысков малообеспеченных дворян высших государственных чиновников. Подросток видел себя не чиновником, а поэтом. Поскольку он занимался в основном французской поэзией, его прозвали "французом". Его лицейские стихи оценили и товарищи, и наставники, и признанные поэты - В. Жуковский, К. Батюшков, Н. Карамзин. Первым дошедшим до нас произведением поэта стала поэма "Монах", а первым опубликованным в 13 "Вестника Европы" - стихотворение "К другу стихотворцу". Чтение Пушкиным "Воспоминаний в Царском Селе" на экзамене в 1815 году привело в восторг Гавриила Державина. далее
Николай Михайлович Языков
Лучше всех о Языкове сказал его друг - Николай Гоголь: "Из поэтов времени Пушкина более всех отделился Языков. С появленьем первых стихов его всем послышалась новая лира, разгул и буйство сил, удаль всякого выраженья, свет молодого восторга и язык, который в такой силе, совершенстве и строгой подчиненности господину еще не являлся дотоле ни в ком. Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, и еще как бы хвастается своею властью... Когда вышли его стихи отдельной книгой, Пушкин сказал: "Зачем он назвал их: "Стихотворенья Языкова"! их бы следовало назвать просто: "хмель"! Человек с обыкновенными силами ничего не сделает подобного!" Я первый раз увидел тогда слезы на лице Пушкина..." далее
Федор Иванович Тютчев
Поэт стал заметной фигурой в общественной жизни. В 1850 году в "Современнике" Некрасов перепечатал подборку стихов Тютчева, сопроводив ее панегириком поэту. В 1854 году в приложении к "Современнику" было опубликовано 92 стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И. Тургенева был издан его первый поэтический сборник, с восторгом принятый А. Фетом, А. Дружининым, С. Аксаковым, А. Григорьевым, Л. Толстым и другими. Лев Николаевич проницательно назвал Тютчева "одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки". С годами славянофильские идеи овладели поэтом, призвавшим после поражения в Крымской войне, унесшей 100 тысяч русских жизней, славян к духовному объединению. далее
Николай Васильевич Гоголь
В 1845 году Гоголь пережил сильный душевный кризис, в состоянии резкого обострения болезни написал завещание и сжег рукопись второго тома, поскольку не смог показать в нем "пути и дороги" к идеалу; составил предисловие ко второму изданию поэмы "К читателю от сочинителя"; написал "Развязку Ревизора", в которой идею "сборного города" перевел в плоскость "душевного города" отдельного человека. Кризис миновал, и в благодарность за избавление от болезни Гоголь едва не стал монахом, но вместо этого создал "Выбранные места из переписки с друзьями", ставшие естественным продолжением первого тома поэмы. В них автор наивно изложил свои идеи о выполнении "высшего" долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до царя. далее
Алексей Васильевич Кольцов
Большую часть времени поэт вынужден был проводить на родине, в Воронеже, в постоянных заботах о хлебе насущном и о большой семье, что, в конце концов, стало тяготить его. Потерял и без того небольшой душевный контакт с родными. "Жить дома, в кругу купцов, - признавался Алексей, - решительно я теперь не могу... Я, кажется, собой одно выполню во всей точности: ворону... И, ей-Богу, я ужасно похож на нее, остается лишь сказать: она к павам не попала, а от ворон отстала. Больше этого ко мне ничего нейдет". Друзья предлагали Кольцову открыть в северной столице книжную лавку, сделаться управляющим "Отечественных записок", но поэт не мог оторваться от дел семьи, от запутанных торгов и долгов отца, которыми был повязан прочнее кожаных ремней. далее
Александр Иванович Герцен
Герцена тянуло в Европу, чтобы там с полной отдачей заняться политикой и творчеством. И вот в 1847 году после смерти отца он вырвался из "русской тюрьмы" в "свободный" Париж! И что же? Не прошло и года, как Александр впал в тоску от французского общества, погрязшего в "болоте мещанства", пронизанного "развратом торгаша". После июньского (1848 г.) кровавого подавления восстания рабочих Герцену и вовсе пришлось бежать из Парижа в Женеву, а затем в Ниццу. Там, решив бороться с русским самодержавием и заодно открывать Европе глаза на подлинную Россию, писатель стал сотрудничать в финансируемой им газете Прудона "Друг народа", в которой поместил "Письма из Франции и Италии", "О развитии революционных идей в России" и так далее. далее
Иван Александрович Гончаров
В 1857 году за границей, в Мариенбаде писатель за семь недель написал три последних тома "Обломова". Через два года роман был опубликован в "Отечественных записках" и вызвал бурю, от которой всегда бежал автор. Интеллигенция и все течения с пеной у рта обсуждали русскую "обломовщину", причины поражения России в Крымской войне, положение неведомых им крестьян и размахивали при этом романом Гончарова. Всласть потрудились над своими рецензиями виднейшие критики той поры - Скабичевский, Дружинин, Добролюбов. Гончаров с недоумением воспринял шумиху, которая, все-таки выдавила из него признание в "обличительстве" российских порядков. О романе точно сказал Дружинин: "Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви". далее
Михаил Юрьевич Лермонтов
В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Срезавшись во время экзаменов на втором курсе, Михаил, не желая слыть второгодником, переехал в Петербург, где надеялся перевестись в столичный университет. Но там ему не зачли московскую учебу и предложили поступать на первый курс. Михаил Лермонтов подался в двухгодичную школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков. Одним из приятелей Михаила стал Николай Мартынов, восхищавшийся его "опытом и воззрением на людей". Два года начинающий поэт-юнкер провел в загулах, налево и направо сорил карикатурами и эпиграммами, завязывал в узлы шомпола, радовал курсантов далеко не высоконравственными поэмами "Уланша" и "Петергофский праздник". далее
Петр Павлович Ершов
Ершов Петр Павлович был человеком глубокого религиозного чувства. Помимо того, что он постоянно нуждался в деньгах, ничего не нажил себе за годы службы и не имел даже своего угла, живя на казенной квартире, безносая одного за другим унесла родителей, брата, двух жен, четверых дочерей, сына. О каком тут творчестве могла идти речь! В педагогической работе Ершов был сторонником прогрессивных методов преподавания; он организовал гимназический театр, для которого писал пьесы; написал исследовательский труд "Мысли о гимназическом курсе". В 1844 году, будучи инспектором училища, он выслал в Министерство просвещения "Курс российской словесности"; после трех лет "рассмотрения" курс отвергли как не отвечающий "понятиям воспитанников". далее
Алексей Константинович Толстой
Особняком в поэтическом творчестве Толстого стоят баллады и былины на темы русской истории - "Илья Муромец", "Алеша Попович", "Садко", "Змей Тугарин", "Песня о походе Владимира на Корсунь", "Князь Михайло Репнин", "Василий Шибанов". В них писатель запечатлел все лучшее, что было в идеологии славянофильства (при том, что он вовсе не открещивался от "западничества"). Особым успехом пользовались сатирические стихотворения поэта обо всем на свете и обо всех в "свете", поскольку поэт всю жизнь свято сохранял независимость не только от царского двора, но и от какого-либо сословия, политической партии или литературного кружка: "Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинизме", "Сон Попова", "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева". далее
Александр Васильевич Сухово-Кобылин
1850 год стал роковым для Александра Васильевича. Женщины, не раз губившие сильную половину человечества, едва не погубили и его. Из Европы Сухово-Кобылин привез француженку Луизу Симон-Деманш, снял для нее в центре Москвы квартирку, вручил 60 тысяч рублей ассигнациями на заведение винного магазина и стал жить с ней, вызывая завистливые пересуды. Были и побочные интрижки, пока через семь лет он серьезно не увлекся графиней Надеждой Ивановной Нарышкиной, урожденной Кноринг (будущей женой Александра Дюма-сына). Дело шло к браку. Луиза, получив отставку, готовилась к возвращению в Париж, но не успела - ее труп обнаружили у Ваганьковского кладбища. Следствие решило, что француженку по наущению помещика убили крепостные. далее
Иван Сергеевич Тургенев
В 1850 году Тургенев И.С. вернулся в Россию, чтобы получить наследство после смерти матери. Почти все свое огромное состояние он потом потратил на семью Виардо. Писатель активно сотрудничал с "Современником", публиковал статьи о произведениях Даля, Островского, Тютчева и других писателей, за одну из которых - посвященную памяти Гоголя - он в 1852 году был арестован и через месяц выслан в свое имение "под присмотр". Скорей всего, причиной опалы стало недовольство правительства его дружбой с Герценым и Бакуниным и выход в свет "Записок охотника". В ссылке писатель создал повести "Муму" и "Постоялый двор". Выход первого романа Тургенева "Рудин" в 1856 году пришелся на проигранную Россией Крымскую компанию и вызвал множество споров. далее
Андрей Мельников-Печерский
В 1852 году в "Москвитянине" была напечатана первая повесть писателя "Красильниковы", на которую его подвигнул его друг В. Даль. "Современник" тут же откликнулся на публикацию, назвав ее "замечательным явлением в русской литературе". "Отечественные записки" и другие журналы также одобрили повесть. Однако Мельников, чувствуя неуверенность в своих силах, затем пять лет ничего не печатал. В "Русском вестнике" стали появляться его превосходные вещи: "Дедушка Поликарп", "Старые годы", "Медвежий угол" и другие, темами которых были чиновный карьеризм и казнокрадство, притеснение крестьян. Чернышевский оценил рассказ "Поярков" как одно из лучших произведений литературы 1857 г. и причислил его автора "к даровитейшим нашим рассказчикам". далее
Афанасий Афанасьевич Фет
Высшее достижение поздней фетовской поэзии - его "любовные стихи, несомненно, самые необыкновенные и самые страстные любовные стихи, написанные семидесятилетним человеком (не исключая Гете)". Фет ряд своих стихотворений называл "мелодиями". Многие композиторы с удовольствием сочиняли к ним музыку: "Тихая звездная ночь", "На заре ты ее не буди", "Не отходи от меня", "Я тебе ничего не скажу". В 1889 году был торжественно отпразднован юбилей 50-летней литературной деятельности Фета - к немалой радости успешного человека и горечи лирика, пребывавшего всю жизнь в духовном одиночестве. Фет-старик разительно отличался от молодого Фета: доброе отношение ко многому, чему он поклонялся в юности, сменилось полным неприятием. далее
Аполлон Николаевич Майков
В 1852 году, после перевода Румянцевского музея в Москву, Майков перешел в Комитет иностранной цензуры. Начав с цензора и дослужившись до председателя Комитета, Майков проработал в этом ведомстве 45 лет. В 1853 году Петербургская Академия Наук избрала поэта членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности, а Киевский университет почетным членом. Убежденный монархист и славянофил, Майков никогда не скрывал своих верноподданнических чувств. В том же 1852 году Аполлон Николаевич женился на русской немке Анне Ивановне Штеммер. Из четверых детей до совершеннолетия дожили трое сыновей. Самый известный из них, Аполлон, стал одним из ведущих публицистов черносотенного движения в начале XX столетия. далее
Федор Михайлович Достоевский
Имея 15 тысяч рублей долгу и необходимость содержать семью покойного брата и пасынка, Достоевский за 3 тысячи рублей обязался написать новый роман и попал в кабалу к издателю Ф. Стелловскому. Вышедшие один за другим два романа Достоевского "Преступление и наказание" и "Игрок" сделали имя автора знаменитым. Женившись на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, родившей ему четверых детей, писатель на четыре года убежал от кредиторов за границу. В Баден-Бадене он снова проиграл все, что имел. Влача полунищенское существование, умудрился написать свои шедевры - "Идиота" и большую часть "Бесов" (1870-1872 гг.). Известно, что писатель перед возвращением в Россию сжег свои рукописи, а позднее восстановил написанное. далее
Николай Алексеевич Некрасов
В период крестьянской реформы Некрасовым были созданы знаменитые стихи "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога", "Орина, мать солдатская", "Крестьянские дети", поэмы "Коробейники", "Рыцарь на час", "Мороз, Красный нос" - "апофеоз русской крестьянки" и другие. Когда в 1866 году "Современник" был закрыт, Некрасов Н.А. арендовал у издателя А. Краевского "Отечественные записки" и сделал его лучшим литературным журналом той поры. В эти годы поэт создал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", "Русские женщины") и серию сатирических произведений, вершиной которых является самая горькая его поэма "Современники", в которой в трактире пьянствуют и произносят спичи стяжатели и банкиры. далее
Александр Николаевич Островский
Перечислять пьесы драматурга излишне. К концу его жизни они заняли все театральные сцены России. Большую часть их можно увидеть и сегодня на театральных афишах. Они украшение репертуара театра, им гарантирован аншлаг. Достаточно назвать малую часть творческого наследия драматурга, чтобы понять, что именно он создал классический национальный репертуар, чем заложил фундамент русского театра: "Бедность - не порок", "Доходное место", "Гроза", за которую он был удостоен Уваровской премии, апогей его популярности. Это 1850-1860-е годы: "Женитьба Бальзаминова", "Пучина", "На всякого мудреца довольно простоты". Тогда же написаны исторические драмы "Василиса Мелентьева" и другие. Театральное начальство относилось к Островскому прохладно. далее
Иван Саввич Никитин
Никитин всю жизнь провел в Воронеже. Лишь однажды, в 1860 году, поэт выехал в Москву и Петербург, но в особых контактах со столичными литераторами замечен не был, хотя и вел переговоры с некоторыми издателями и книгопродавцами. Иван Саввич всячески ограждал себя от посторонних посягательств на свою внутреннюю свободу. В личной жизни он также был довольно замкнут, и хотя находились женщины, готовые составить ему семейное счастье, поэт так и не решился на женитьбу. В том же году Никитин закончил поэму "Тарас" - "одну из первых в отечественной литературе попыток окрестьянить строгий жанр поэмы, поставить в ее центре представителя народа" - и написал повесть мемуарного свойства "Дневник семинариста", ставшую знамением времени. далее
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
На всех своих административных постах Салтыков энергично боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял за интересы общественных слоев. В Туле, например, он написал памфлет на губернатора Шидловского "Губернатор с фаршированной головой". А после жалобы рязанского губернатора и после резко отрицательного отзыва о Салтыкове шефа жандармов П. Шувалова этот "беспокойный человек" был по повелению императора Александра II окончательно уволен в чине действительного статского советника как "чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы". И, представьте себе, это сказано о человеке, который сказал как-то: "Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России". далее
Лев Николаевич Толстой
Толстой занялся устройством школ в Ясной Поляне и в уезде. В яснополянской школе, просуществовавшей пятнадцать лет, Лев Николаевич Толстой, отказавшись от западных педагогических методик, пропагандировал индивидуальный подход к ученику. Свою сверхзадачу педагог видел в зарождении в учениках интереса к учению. Занятия шли прекрасно; Толстой издавал педагогический журнал "Ясная Поляна", в котором помещал свои рассказы и басни, выпустил "Азбуку" и "Новую Азбуку". В статьях он проводил мысль о том, что официальная система российского образования служит лишь изощренным способом закабаления и эксплуатации народа высшими классами. Увы, эта мысль и поныне не потеряла своей актуальности, но, как и тогда, чужда властям. далее
Николай Семенович Лесков
В 1880-е годы Николай Семенович Лесков дал лучшие образцы русской сказовой формы - "Левшу", "Тупейного художника", которые он объединил в циклы: "Праведники", "Рассказы кстати", "Святочные рассказы". "Левша" стал потрясающим антигимном всем российским властям, паразитирующим на народном патриотизме. В 1889 году разыгрался большой скандал вокруг первого издания собрания сочинений Лескова. Шестой том был арестован цензурой как "антицерковный". Узнав об этом, писатель испытал жестокий приступ стенокардии (грудной жабы), от которой страдал последние четыре года жизни. Лесков все же подготовил к печати двенадцать томов, а также написал роман-памфлет "Чертовы куклы", рассказы "Импровизаторы", "Дикая фантазия", "Загон", повесть "Заячий ремиз". далее
Всеволод Владимирович Крестовский
С началом русско-турецкой войны Крестовского командировали в действующую армию корреспондентом "Правительственного вестника" и для редактирования "Военно-летучего листка". Очерки вошли в два больших тома "Двадцать месяцев в действующей армии". За участие в боях и боевые заслуги автор был награжден орденами Святой Анны и Святого Владимира, сербским - Такова, румынским - Fraceria Dunariu и черногорским - князя Даниила. Крестовский стал одним из самых известных военных корреспондентов, которого "с особенным удовольствием" читал сам император. В 1880 году писатель служил секретарем при начальнике русской эскадры на Тихом океане адмирале Лесовском корреспондентом "Правительственного вестника" и "Морского сборника". далее
Глеб Иванович Успенский
Многие свои вещи писатель посвятил вопросам, связанным с развитием капитализма в России, поиску путей улучшения жизни народных масс. После закрытия "Отечественных записок" писатель, взятый в цензурные и редакторские рогатки, вынужден был публиковаться в "Русской мысли", "Северном вестнике", "Русских ведомостях" и других либеральных изданиях. В 1887 году было отмечено 25-летие литературной деятельности Успенского. Писателя избрали почетным членом Общества любителей российской словесности. В своих произведениях о разразившемся в Поволжье голоде - "Бесхлебье", "Пособники народного разоренья" - Успенский показал масштабы народного бедствия, лицемерие правительства, недееспособность либерального земства оказать помощь людям. далее
Константин Михайлович Станюкович
В 1856 году Станюкович был зачислен кандидатом в петербургский Пажеский корпус, а затем по просьбе отца переведен в Морской кадетcкий корпус. Незадолго до выпуска кадет хотел было отказаться от карьеры военного моряка, но отец настоял на направлении Константина в кругосветное плавание (1860-1863). Станюкович побывал на Яве, во Владивостоке, в Сан-Франциско, переболел лихорадкой, был произведен в гардемарины. В Сайгоне был свидетелем покорения Индокитая французами. В 1863 году начальник Тихоокеанской эскадры А. Попов отправил гардемарина в Петербург (через Китай и Сибирь) с бумагами к управляющему Морским министерством. В том же году Станюкович был произведен в мичманы и назначен в Петербургский 11-й флотский экипаж. далее
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
В литературу Дмитрий Наркисович Мамин вошел серией путевых очерков "От Урала до Москвы", напечатанных в московской газете "Русские ведомости", а также публикацией в столичных журналах "Дело", "Отечественные записки", "Русское богатство" и "Русская мысль" рассказов и повестей под псевдонимом "Д. Сибиряк". В 1883 году были опубликованы "Приваловские миллионы", не сразу "раскушенные" критикой. И хотя произведение написано в русле западноевропейского семейно-социального романа, оно принесло Мамину-Сибиряку репутацию писателя-"уральца", глубокого знатока "областной" жизни. Только издание следующих романов - "Горного гнезда" и "Дикого счастья", на которые критики наконец-то обратили внимание, - позволило писателю уйти от нищеты. далее
Владимир Галактионович Короленко
В 1885 году Владимиру Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. В столичных журналах стали печататься его рассказы и очерки, написанные или задуманные им в ссылке - "Сон Макара", "Лес шумит", "Соколинец" и другие, в которых внимание читателей привлекал романтически приподнятый образ людей-отщепенцев. Была опубликована повесть "В дурном обществе", которую позднее в изданиях для детей урезали (не уведомив писателя) до рассказа "Дети подземелья". Тогда же увидела свет и знаменитая повесть "Слепой музыкант", выдержавшая при жизни писателя более 15 изданий. Решение важнейшего для него вопроса - в чем заключается человеческое счастье? - писатель увидел в преодолении личных страданий и в служении российскому обществу. далее
Всеволод Михайлович Гаршин
Каждый рассказ Гаршина по наполненности мыслей и чувств "тянет" на повесть или роман, будь то "Из воспоминаний рядового Иванова", написанный в имении Тургенева, "Надежда Николаевна" или "Медведи". Гаршин обладал редкостным умением наполнять короткие безжалостно реалистичные истории тонкой поэзией. Один из лучших его рассказов "Красный мак", в котором безумец, увидев в больничном саду три красных цветка и вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни, психиатр Сикорский считал клинической картиной, до мельчайших подробностей соответствующей действительности. Всеволод Михайлович охотно обращался также и к жанру сказки: "То, чего не было", "Сказка о жабе и розе", "Лягушка-путешественница". далее
Иннокентий Федорович Анненский
В 1906 и 1909 годах Анненский выпустил две "Книги отражений", в которых собрал литературно-критические статьи о русской и западноевропейской литературе. Статьи были встречены критиками с безразличием, хотя специалисты отметили в них "единство эстетического подхода и смелость психологических трактовок". 1909 год стал для Иннокентия Анненского годом его "тихого" триумфа и порой жесточайших разочарований. Маковский задумал создать символистский журнал "Аполлон" и пригласил в него критика-редактора Анненского. Иннокентий Федорович отнесся к приглашению с полной серьезностью, и из-за непосильной нагрузки на службе и в "Аполлоне" подал прошение о частичной отставке с государственной службы с сохранением места члена Ученого комитета. далее
Антон Павлович Чехов
Чеховские шедевры, рождаемые под лозунгом "Краткость - сестра таланта", вызывали восторг и зависть у самых прославленных литераторов. "После самого незначительного Вашего рассказа - все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом", - попенял однажды Чехову Максим Горький. Вполне вероятно, романы Чехов написал бы, не ступи он на путь драматурга. Этот новый этап начался с премьеры "Чайки" в Александрийском театре, освистанной и разгромленной театральной критикой. В 1898 году ее триумфальная постановка состоялась в Московском художественном театре. Для театра "Чайка" стала символом. Последующие пьесы Чехова - "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад", поставленные на сцене МХТ, были восторженно приняты зрителями и критикой. далее
Александр Серафимович Серафимович
Писатель приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции. В Гражданскую войну Серафимович побывал на многих фронтах, организовал первый советский литературно-художественный журнал "Творчество", был одним из организаторов Союза писателей СССР. Советской, а значит, и русской классикой стал роман писателя "Железный поток" (1924 г.), созданный им за два с половиной года. Серафимовичу единственному из всех писателей удалось показать "процесс превращения анархической стихийной массы крестьянской бедноты под руководством "железного командира" Кожуха в сознательную, спаянную единой целью борьбы за пролетарскую революцию боевую силу, в "железный поток"". Писатель хотел продолжить эту тему в романе "Борьба", но он не был завершен. далее
Федор Кузьмич Сологуб
В 1909-1911 годы вышло 12-томное собрание сочинений писателя, на сцене ставились его пьесы, на новой квартире собирался театральный, художественный и литературный бомонд, устраивались специальные вечера А. Ахматовой, С. Есенина, И. Северянина. По свидетельству А. Белого, Сологуб вошел в "четверку наиболее знаменитых писателей", наряду с М. Горьким, Л. Андреевым и А. Куприным. С лекциями "Искусство наших дней" и "Россия в мечтах и ожиданиях" писатель за четыре года объездил всю страну вдоль и поперек, а также выезжал с ними в Берлин и Париж. В 1913 году Сологуб, как теоретик символизма, занялся публичным чтением своих лекций. В дюжине многомесячных турне Сологуба сопровождала его жена, а также несколько раз Игорь Северянин. далее
Владимир Афанасьевич Обручев
Гражданская война застала Обручева в Харькове, где он как член Высшего совета народного хозяйства в Донбассе вел поиски и разведку огнеупорных глин. В 1920 году вернулся в Москву, был избран профессором по кафедре прикладной геологии Московской горной академии. Второй фантастический роман Обручев написал, находясь на лечении в Железноводске. Он был основан на научной гипотезе, возникшей после того как в 1911 году промышленник Санников, а затем полярный путешественник Толль в Ледовитом океане увидели неизвестную землю или плавающий остров. Книга "Земля Санникова, или Последние онкилоны", ставшая популярной, появилась в 1926 году в ленинградском издательстве "Пучина". Одновременно с ней вышла повесть "Рудник убогий". далее
Дмитрий Сергеевич Мережковский
В начале века Мережковский в Европе и Америке был популярен не менее чем Чехов А.П. Правда, с официальным признанием ему не везло. Кандидатуру писателя выдвигали в члены Академии наук - но не избрали, несколько раз его номинировали на Нобелевскую премию по литературе, и тоже не прошло. Однако к 1914 году у него уже вышло 24-томное собрание сочинений, чем могли похвастать немногие классики. Первую русскую революцию писатель встретил в Париже и издали приветствовал ее статьей "Грядущий хам", в которой предостерег общество от недооценки "грядущего хамства, идущего снизу - хулиганства, босячества, черной сотни", а спасителем отечества назвал интеллигенцию. Февральскую революцию мистик приветствовал, а Октябрьская повергла его в шок. далее
Викентий Викентьевич Вересаев
Вересаев был председателем Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В 1918-1921 годах жил под Феодосией, в поселке Коктебель. "За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою". В Крыму Вересаев В.В. был членом коллегии феодосийского наробраза, заведовал отделом литературы и искусства. В 1921 году писатель вернулся в Москву, редактировал художественный отдел журнала "Красная новь", был членом редколлегии альманаха "Наши дни". далее
Константин Дмитриевич Бальмонт
После избрания в члены Общества любителей российской словесности (1899 г.) Бальмонт создал множество романтических, откровенно-эротических стихов, которыми наполнил три свои книги "Горящие здания", "Будем как солнце", "Только любовь" и стал знаменитым на всю Россию. В предисловии к "Горящим зданиям" Бальмонт указал свой девиз: "Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь". Пик поэтической славы совпал с пиком его политической неблагонадежности. В 1901 году за стихотворение "Маленький султан", прозвучавшем как выпад против царя Николая II, поэт на три года был лишен права проживания в столичных и университетских городах. Тогда Бальмонт отбыл в Париж, откуда выезжал в разные страны Европы и Америки. далее
Максим Горький
В 11 лет подросток потерял мать и пошел "в люди", меняя хозяев и профессии - посыльного при обувном магазине, чертежника, поваренка на пароходе, ученика в иконописной мастерской. Лет пять Алексей с завидным упорством образовывал себя, читая все, что попадалось под руку: жития святых, Гоголя, Успенского, Дюма-отца, после чего со "свирепым желанием учиться" хотел поступать в Казанский университет, но оказался в "крендельном заведении", где продолжил свои "университеты". Юноша сошелся с "бывшими людьми", ночевал в трущобах и ночлежках, пилил дрова, таскал грузы; познакомившись со студентами, участвовал в народническом кружке и просвещал рабочих, за что полиция арестовала его, а потом установила за пропагандистом негласный надзор. далее
Александр Иванович Куприн
"Поединок" принес Куприну славу, благосклонность критики, внимание прессы, лестные отзывы Льва Толстого, 50 ежедневных читательских писем, новые и новые издания и - рецидив кутежей и скандалов. Писатель ездил из одного ресторана в другой, а газетчики и издатели, по словам Ивана Бунина, "бегали за ним, умоляя дать в редакцию газеты хоть пол-абзаца, хоть полстраницы". В 1906 году распался брак с Давыдовой; через год Куприн женился на племяннице Мамина-Сибиряка Е.М. Гейнрих. С новой семьей писатель поселился в Гатчине. Куприн не мог жить без адреналина в крови: полет на воздушном шаре, пилотируемом С. Уточкиным, сменялся погружением под воду в водолазном скафандре, затем новым полетом вместе с пилотом-борцом И. Заикиным на аэроплане... далее
Иван Алексеевич Бунин
Писатель возглавил Союз русских литераторов и журналистов. Поэтическое вдохновение приходило к нему реже, но как прозаик Бунин в эмиграции создал 10 книг: "Митина любовь", "Солнечный удар", "Дело корнета Елагина", "Божье дерево" и другие. В 1933 году был опубликован "роман сознания" о рождении и становлении художника - "Жизнь Арсеньева", названный Константином Паустовским "одним из замечательнейших явлений мировой литературы". В 1943 году Бунин издал книгу своих рассказов-жемчужин о любви и смерти - "Темные аллеи". В 1933 году Иван Алексеевич Бунин стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии в области литературы. Это был пик известности и благополучия Бунина (пока он не раздал свою премию нуждающимся писателям). далее
Владимир Кладиевич Арсеньев
По поручению Приамурского отдела РГО (в 1909 году Арсеньев стал членом этого общества) ученый занимался полевыми исследованиями в Северном Приморье. Это была его самая сложная 19-месячная экспедиция. В одном из писем Арсеньев писал: "Во время последней экспедиции четыре раза я погибал с голода. Один раз съели кожу, другой раз набивали желудок морской капустой, ели ракушки. Последняя голодовка была самой ужасной. Она длилась 21 день. Вы помните мою любимую собаку Альму - я ее съел в припадке голода, и этим мы спаслись от смерти. Три раза я тонул, дважды подвергался нападению диких зверей (тигр и медведь)". Материалы экспедиций легли в основу "Краткого военно-географического и военно-статистического очерка Уссурийского края". далее
Михаил Михайлович Пришвин
В 1906 году был напечатан в журнале "Родник" первый рассказ Пришвина "Сашок", после которого он оставил профессию и стал газетным поденщиком. Познакомившись с известным языковедом А. Шахматовым, Пришвин по его приглашению поехал с фольклорно-этнографической экспедицией на Север России, в Олонецкую губернию за сбором сказаний. И Север раскрылся перед ним во всей своей первозданной красоте. Путешественник вернулся из экспедиции с книгой путевых очерков - "В краю непуганых птиц". Книгу в считанные дни прочитала вся литературная столица. С автором искали знакомства А. Блок, А. Ремизов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, а Императорское географическое общество присудило ему серебряную медаль и звание своего действительного члена. далее
Вячеслав Яковлевич Шишков
После Октябрьской революции Вячеслав Шишков оставил службу и занялся исключительно литературной деятельностью. Во многих произведениях писатель не только отображал силу, волю и самобытность сибиряков, но и протестовал против решения религиозных, национальных и социальных проблем с кондачка. Захватывающий роман-предупреждение "Ватага" - о банде анархистов, бесчинствовавших в захваченном алтайском городке, - был в штыки встречен многими писателями и критиками за "очернение" партизан, хотя в его основу были положены подлинные события - борьба партизан из отряда старовера Зыкова за народ и правду в Томской губернии. Исследовав в "Ватаге" "психологию масс, лишенных руководства", Шишков сделал первый шаг к своему Пугачеву. далее
Иван Сергеевич Шмелев
После взятия Крыма Красной Армией сын писателя Сергей Шмелев как белогвардейский офицер, несмотря на объявленную амнистию, был расстрелян. Красный террор, унесший 120 тысяч жизней, был только частью геноцида против русского народа. Родители тщетно пытались найти могилу сына (Иван Сергеевич едва не погиб сам в этих поисках), после чего по приглашению Ивана Бунина покинули в 1922 году Россию навсегда. Иван Сергеевич Шмелев, которому не было еще и пятидесяти, от перенесенных страданий превратился в старика. Но дух его не был сломлен. В Париже он создал гениальное "Солнце мертвых", тут же переведенное на 12 языков, "Богомолье", "Няню из Москвы", "самую русскую книгу" - "Лето Господне", роман о спасении души - "Пути небесные". далее
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
В лихолетье Ценский писал мало, но уже в 1921 году взял в руки перо и создал несколько повестей ("Чудо", "В грозу", "Жестокость"), пьесу "Хозяин", в которых изобразил ужас войны. С 1923 года прозаик обратился к историческим темам, написал роман "Обреченные на гибель" о русской интеллигенции в канун Первой мировой войны. "Горькая правда" писателя пришлась не по вкусу лидерам РАПП, они обвинили Ценского в тенденциозном сгущении красок и в клевете на действительность. Невзирая на критику, Сергей Николаевич продолжал создавать прекрасные произведения о детях: "Живая вода", "Аракуш", "Потерянный дневник", "Воронята", "Счастливица" и другие. Часто бывая на новостройках первых пятилеток, Сергеев-Ценский много писал о тружениках и созидателях. далее
Павел Петрович Бажов
За 10 с лишним лет Павел Бажов опубликовал несколько книг и сотни статей, был на хорошем счету. К нему обращались как к ходячей энциклопедии Урала - он знал тайны ремесел, где и что добывают, судьбы людей и городов, по одному словечку мог разгадать, откуда родом его собеседник, держал в памяти сотни конкретных лиц и фактов. В 1936 году в печати появился первый из его уральских сказов "Девка Азовка", и к нему сразу же пришла всесоюзная слава. В 1939 году друзья на 60-летний юбилей подарили Бажову сигнальный экземпляр "Сказов старого Урала" - так первоначально называлась "Малахитовая шкатулка". Книгу послали на Международную выставку в Нью-Йорке. Бажова приняли в Союз писателей, избрали руководителем областной писательской организации. далее
Степан Григорьевич Писахов
Сочинять и рассказывать свои сказки Писахов начал еще в 14 лет - первой стала "Ночь в библиотеке". Поначалу придуманное не записывал, любил импровизировать. Первая опубликованная по совету тоже архангелогородца, выдающегося фольклориста и сказочника Б. Шергина сказка "Не любо - не слушай..." появилась в 1924 году в сборнике "На Северной Двине", издаваемом архангельским обществом краеведения. После этой сказки на страницах местной печати появились и стали знаменитыми "Морожены песни", "Северное сияние", "Звездный дождь". В 1935 году несколько его сказок увидели свет в столичном журнале "30 дней" под заголовком "Мюнхгаузен из деревни Уйма". За три с небольшим года в этом журнале Писахов опубликовал более тридцати сказок. далее
Александр Степанович Грин
Грин пережил две войны и две революции. Это практически не нашло отражения в его творчестве. Лучшие его создания: "Алые паруса", "Бегущая по волнам", "Золотая цепь", "Блистающий мир", "Джесси и Моргиана", "Дорога Никуда" и другие - о крепкой дружбе, возвышенной любви, прекрасных женщинах - пронизаны чистотой и тонкой печалью. Отчаявшись найти в жизни чудесное, писатель творил его своим воображением. В 1924 году Грин с женой Ниной Николаевной и тещей переехал в Феодосию, а с 1929 года поселился в Старом Крыму. Лучшим рассказом писателя стал "Крысолов" - волшебная симфония слов, посвященная извечной борьбе зла и добра, а лучшим романом - "Дорога Никуда" (1930 г.), чем-то напоминающая "Большие надежды" Чарльза Диккенса. далее
Андрей Белый
Вторая половина 1910-х годов была необычайно плодотворной в жизни писателя: вышли два поэтических сборника - "Пепел" и "Урна", в которых он с небесных высот спустился на грешную землю, охваченную революцией; роман "Серебряный голубь", где он вслед за Гоголем пытался ответить на традиционный вопрос: где спасение России - на Западе или на Востоке; книги статей "Символизм", "Луг зеленый" и "Арабески". В это время Белый активно участвовал в деятельности московских литературных организаций, работал в журнале "Труды и дни" при издательстве "Мусагет". В 1910-1911 годах Андрей Белый вместе с женой, художницей Тургеневой А.А. совершил путешествие на Сицилию, в Тунис, Египет, Палестину, после которого подготовил два тома "Путевых заметок". далее
Александр Александрович Блок
В 1898 году Александр поступил на юридический факультет Петербургского университета. Право, странно даже представить Блока успешным адвокатом. Слава Богу, это понял и он и через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. Серьезно подумывая о карьере актера, он даже учредил "Частный Шахматовский театр", в котором декламировал любимых поэтов. Вскоре Александр Блок познакомился с творчеством В. Соловьева, что послужило для него сильнейшим толчком к новому творчеству и созданию семьи. Стихи, бывшие своеобразным дневником начинающего поэта, несколько лет он показывал только своей матушке и тетке. Первые публикации появились в 1903 году в журнале "Новый путь" и в альманахе "Северные цветы". далее
Борис Степанович Житков
В 1923 году Житков Б.С. приехал в Петроград. Найти работу было крайне трудно - заводы стояли, а биржа труда кипела безработными. К тому же у него украли документы. Определиться в новой жизни помог случай. Житков навестил друга детства Корнелия, уже известного детского писателя, и после обеда стал рассказывать его детям разные истории. Дети слушали как завороженные. Чуковский предложил Житкову перенести свои истории на бумагу и обещал их подредактировать. Житков принес рассказ "Шквал" - править в нем было нечего; автор оказался "опытным литератором, законченным мастером, с изощренной манерой письма". Через год он стал "своим" в детской аудитории. После второй его книги "Паровозы" писателя завалили заказами издательства, детские театры. далее
Алексей Николаевич Толстой
Почти всех своих героев Алексей Толстой наделил ощущением счастья. Уж он-то любил жизнь во всех ее проявлениях, особенно красивую. Иван Бунин, любивший Толстого за талант, всегда уточнял: "Алешка брюхом талантлив". Алексей Николаевич был талантлив всем. Он как опытный финансист делал деньги из воздуха и как опытный садовник разводил графинь. Ему трудно было устоять перед красотой и свежестью, поэтому он то и дело освежал свои чувства в новом браке. Четырех женщин писатель осчастливил графским титулом: жительницу Самары Юлию Васильевну Рожанскую; Софью Исааковну Дымшиц, одаренную художницу; Наталью Васильевну Крандиевскую, замечательную поэтессу; и Людмилу Ильиничну Крестинскую-Баршеву, своего литературного секретаря. далее
Евгений Иванович Замятин
Английские впечатления стали основой замятинской дилогии "Островитяне" и "Ловец человеков", а также первой в литературе антиутопии - романа "Мы". В этих произведениях писатель явил сатиру на английскую буржуазную жизнь, в духе Свифта, Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Машинизированная Англия стала прообразом романного тоталитарного Единого Государства. Антураж романного Альбиона, в котором жесткий контроль коллектива над личностью привел к полному господству "мы" над "я", был воспринят как сатира на наше общество. Именно это и вменили Евгению Замятину в вину. "Мы" породил в мире череду антиутопий: "Прекрасный новый мир" Олдоса Леонарда Хаксли, "Война с саламандрами" Карела Чапека, "1984" Джорджа Оруэлла, "451. по Фаренгейту" Рэя Брэдбери. далее
Велимир Хлебников
В поэзии Велимира Хлебникова интересовало словотворчество. По словам Владимира Маяковского, "Хлебников создал целую "периодическую систему слова". Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов". Ученые выделяют в словотворчестве писателя общеславянский и "звездный" язык, но его интерпретаторы до сих пор не решили, как называть авторские словообразования Хлебникова - неологизмами или окказионализмами. Хлебников оказал сильнейшее воздействие на русский авангард, в том числе в живописи и музыке. Пока ни один из неологизмов поэта не укрепился в русском языке. Но поскольку он писал не для современников, а для Вечности, - все впереди. далее
Николай Степанович Гумилев
Из трех африканских путешествий Гумилева наиболее известно последнее, когда поэт в 1913 году возглавил этнографическую экспедицию Академии наук в Абиссинию. Экспедиция продолжалась полгода. По возвращении из нее руководитель передал Музею антропологии и этнографии фотографии и предметы. Тогда же вышла новая книга стихов поэта "Колчан". С началом Первой мировой войны Гумилев, хотя и был освобожден из-за астигматизма от воинской повинности, стал добровольцем лейб-гвардии уланского полка. Через несколько месяцев он был награжден двумя Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени и произведен в офицеры. Октябрьская революция для поэта прошла стороной, он в это время был командирован в Англию, собирался на Месопотамский фронт. далее
Анна Андреевна Ахматова
Ахматоведы любят упоминать знакомство поэтессы в Париже с художником А. Модильяни, оказавшим, по их мнению, "большое влияние на творчество поэтессы". После Гумилева Ахматова пережила несколько бурных романов, прежде чем в 1918 году вышла замуж за поэта Шилейко В.К., с которым была еще меньше, чем с Николаем. Третьим мужем поэтессы стал искусствовед Пунин Н.Н. У Анны Андреевны был непростой характер. Да и в творчестве она была большим снобом. К слову, она на дух не выносила Сергея Есенина. С 1924 года Ахматова в течение 10 лет печатала одни лишь переводы; на ее имя был наложен негласный запрет. Во второй половине 1930-х годов поэтессу вновь стали издавать. В 1940 году вышел сборник "Из шести книг" и поэма "Реквием". далее
Игорь Северянин
В феврале 1918 года Северянин оказался на вечере в Политехническом музее в Москве, где был назван "Королем поэтов", хотя в зале присутствовали и другие кумиры публики - Блок и Маяковский. В марте Игорь Васильевич перебрался с больной матерью в Эстонию, где когда-то учился его отец и братья, а сам он любил отдыхать летом. Рыбачий поселок Тойла стал местом его постоянного жительства. Едва обосновавшись там, он выпустил сборники "Эстляндские поэзы" и "Вервэна". Эстония вскоре была оккупирована немецкими войсками, а образование самостоятельной республики (1920 г.) навсегда отрезало поэта от России. Северянин жил в Тойле до 1935 года со своей женой - поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут. Печатался в Берлине, Белграде, Бухаресте. далее
Борис Леонидович Пастернак
После революции родители Пастернака эмигрировали. Борис, не мысливший жизни без родины, часто переписывался с ними. Тогда же появилась знаменитые книги поэта "Сестра моя - жизнь", "Темы и вариации" и повесть "Детство Люверс". В 1920-е годы Пастернак создал роман в стихах "Спекторский", цикл "Высокая болезнь", поэмы "Девятьсот пятый год" и "Лейтенант Шмидт", одобрительно встреченные критикой. К этому времени пришло и официальное признание поэта. Писатель принял активное участие в деятельности Союза писателей СССР, на первом съезде которого в 1934 году Бухарин предложил назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза, но поторопился, так как "лучшим, талантливейшим поэтом" советской эпохи Сталин назвал Владимира Маяковского. далее
Осип Эмильевич Мандельштам
Работал Осип Эмильевич над переводами и детскими стихами. В 1928 году вышел его последний прижизненный поэтический сборник "Стихотворения", а также книга избранных статей "О поэзии". В 1928-1929 годах из-за недоразумения (на титульном листе перевода "Тиля Уленшпигеля" Мандельштам был ошибочно указан переводчиком, тогда как он осуществлял лишь литературную обработку перевода) поэт был обвинен в плагиате и потерял работу в издательствах. Тогда же он написал "Четвертую прозу" и знаменитое стихотворение "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...". В Доме Герцена поэту была выделена комната, назначена пенсия. В "Новом мире" и в газетах публиковались стихи; в Москве и Ленинграде только в 1932 году прошло пять творческих вечеров. далее
Константин Георгиевич Паустовский
Начиная с 1950-х годов к Паустовскому пришла мировая известность. Его книги были переведены на большинство языков мира. В 1956 году он совершил круиз на теплоходе "Победа" вокруг Европы. Через два года участвовал в работе конгресса Европейского сообщества писателей в городе Турине (Италия). Писатель побывал в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Греции, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции, оставил о своих поездках много произведений. Наибольшее впечатление на него произвел Париж. В 1965 году Константин Георгиевич был одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе, которой удостоили Михаила Шолохова. За заслуги на поприще писателя Паустовский был награжден орденом Ленина, двумя орденами, медалью. далее
Михаил Афанасьевич Булгаков
Опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у больного ребенка, Булгаков сделал себе прививку от дифтерита, вследствие чего вынужден был унимать сильный зуд морфием. Это быстро привело его к наркозависимости. От военной службы в 1918 году Булгакова, как наркомана, освободили. Михаил вернулся в Киев, избавился от наркозависимости, открыл частную практику венеролога. В начале 1919 года Булгакова мобилизовали националисты, но он тут же дезертировал из украинской армии. В течение года он служил военным врачом то в Красной Армии, то в Белой. В составе 3-го Терского казачьего полка Михаил Булгаков принимал участие в походе на Чечен-аул и Шали-аул против восставших чеченцев, после чего работал в военном госпитале во Владикавказе. далее
Марина Ивановна Цветаева
В 1930-е годы Марина Ивановна, раз двадцать побывав в разных уголках Европы, создала замечательную прозу: "Мой Пушкин", "Мать и музыка", "Повесть о Сонечке", воспоминания о М. Волошине ("Живое о живом"), А. Белом ("Пленный дух") и другие произведения. Были написаны и стихи: циклы "Стол", "Надгробие", "Стихи к сироте", поэмы "Певица", "Автобус", но их не печатали. Все это время Цветаева с семьей жила в нищете. У нее не было даже приличного платья, чтобы выступить на творческом вечере. Писатели создали "Комитет помощи Марине Цветаевой". После того как Аля, поссорившись с матерью, уехала на родину, а Эфрон, заподозренный в участии в операции ЧК, бежал из Парижа в Москву, Цветаевой тоже ничего не осталось, как поехать за ними следом. далее
Владимир Владимирович Маяковский
Тяжело пережив нэп, Владимир Маяковский всю мощь своего сатирического таланта обрушил на чинуш и бюрократизм ("О дряни", "Прозаседавшиеся"). В 1920-е годы поэт работал в организованной им группе "левого фронта искусства", редактировал журналы "Леф" и "Новый Леф", писал стихи, статьи, эпические поэмы, создавал сатирические пьесы. Поэт активно включился в поэтически-пропагандистскую работу в газетах "Известия", "Труд", "Рабочая Москва", "Заря Востока", "Бакинский рабочий", "Комсомольская правда"; писал фельетоны, песни, марши, призывы; делал сценарий для кино; писал прозу ("Мое открытие Америки"). Вряд ли кто еще из писателей сказал столько "о времени и о себе", как Маяковский В.В. - его пореволюционная поэзия занимает девять томов. далее
Борис Викторович Шергин
В психологических "Архангельских новеллах" писатель воссоздал нравы старомещанского Архангельска, а сборник "У песенных рек" посвятил истории Поморья, сыгравшего уникальную роль в судьбе страны. Шергин сам иллюстрировал свои книги; он делал к ним также суперобложку, переплет и форзац. Писал он и пейзажи, которые специалисты называли "небесными" и считали, что Борис Викторович Шергин "не только кистью владел, а и технику живописи знал так глубоко, как и сейчас не каждому ведомо". Художник расписывал печи, прялки, блюда, ложки, туеса. Книгу "Поморщина-корабельщина" официозная критика разнесла в пух и прах, обвинив писателя в "грубой стилизации и извращении народной поэзии" и в полном непонимании им задач современного искусства. далее
Михаил Михайлович Зощенко
В 1929 году Зощенко издал книгу "Письма к писателю", чем вызвал у почитателей легкое недоумение. Повесть, более похожая на психологическое исследование, "Возвращенная молодость" (1933 г.) вызвала пристальный интерес ученых; ее обсуждали и рецензировали. После поездки по Беломорканалу писатель создал произведение о перевоспитании в лагерях преступников ("История одной жизни"). Под обложку "Голубой книги" он собрал новеллы на исторически-назидательные темы. Тут же последовали разгромные отзывы, после которых Зощенко все чаще стал писать заказные фельетоны, киносценарии, изредка балуя читателей публикациями рассказов для детей в журналах "Чиж" и "Еж", в которых главной темой сделал формирование высокой нравственности. далее
Сергей Александрович Есенин
В 1918-1921 годах поэт скитался по свету, побывав "в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках". В эти годы Есенин вместе с другими поэтами и художниками опубликовал "Декларацию" имажинистов, участвовал в организации кооперативного издательства "Имажинисты". Поэмы выходили одна за другой: "Инония", "Пантократор", "Кобыльи корабли", "Небесный барабанщик", "Пришествие", "Октоих", "Преображение", "Товарищ", "Сорокоуст", "Исповедь хулигана", "Песнь о хлебе". Были изданы драма "Пугачев", множество прекрасных лирических стихов, статья "Ключи Марии". Издавался поэт широко - за восемь лет вышло не менее 30 сборников и отдельных книг, в том числе в Европе. далее
Валентин Петрович Катаев
В 1922 году поэт приехал в Москву, стал сотрудничать с "Гудком", "Правдой", "Трудом", "Рабочей газетой", журналами "Крокодил", "Смехач", "Чудак", "Бузотер", "Красный перец"; общался с молодыми писателями: Асеевым, Булгаковым, Есениным, Маяковским, Олешей, Пастернаком, Хлебниковым. Из множества написанного тогда можно выделить цикл басен Катаева "Метелкой по Москве", его романы "Повелитель железа" и "Остров Эрендорф", повесть и одноименную пьесу "Растратчики", а также комедию "Квадратура круга", поставленную Станиславским на сцене МХАТ. Эта пьеса пользовалась огромным успехом. Свои фельетоны Валентин Петрович Катаев подписывал разнообразными псевдонимами Оливер Твист, Митрофан Горчица, Старик Саббакин. далее
Илья Ильф и Евгений Петров
Валентин Катаев, решив использовать брата и друга на манер Александра Дюма-отца в качестве "литературных рабов", предложил им написать за солидное вознаграждение роман: тема - "драгоценности в стуле", герой - Воробьянинов. Те согласились. Когда они показали "Дюма-отцу" первые главы будущей книги, тот со словами "вы совершенно сложившиеся писатели" отпустил "рабов" на волю. В 1928 году сатирический роман "Двенадцать стульев" был опубликован в журнале "30 дней". Молодых писателей поддержал Владимир Маяковский. Роман хорошо вписывался в рамки диалектического материализма: в полном соответствии с "законом отрицания отрицания" одни жулики дурили других, что чрезвычайно веселило тех, кому такая возможность не представилась. далее
Леонид Сергеевич Соболев
Два месяца Соболев Леонид Сергеевич провел в осажденном Севастополе, написав о защитниках города книгу "Морская душа", за которую был удостоен Сталинской премии. Автор обратился с просьбой к Сталину - передать премию на постройку торпедного катера "Морская душа" для моряков Черноморского флота. Так Соболев стал "крестным отцом" дивизиона капитан-лейтенанта Николая Сипягина, который высаживал близ Новороссийска отряд десантников морской пехоты майора Цезаря Куликова, захвативший плацдарм, вошедший в историю как Малая земля. С этой книгой связан беспрецедентный случай в газетной практике: в "Правде" всю "Морскую душу" перепечатали рядом с сообщением Совинформбюро о начале контрнаступления под Сталинградом. далее
Юрий Карлович Олеша
Стихи стихами, но "проза - вот настоящий простор для поэзии!" - восклицал поэт и в 1924 году за восемь месяцев создал свое первое прозаическое произведение - сказочный роман "Три толстяка", посвятив его жене, Ольге Густавовне Суок, дочери австрийского эмигранта. Писал ночами в редакции, на рулоне типографской бумаги, на полу. Четыре года издательства не брали у автора рукопись, так как не пришла еще пора сказок, и только после публикации его "Зависти" выпустили сказку в свет. В считанные дни сказка про революцию и про то, как весь народ порабощенной страны стал свободным и счастливым, делала молодого писателя знаменитым, его узнавали на улицах. "Толстяками" восхищались и взрослые и дети, лишь официальная критика отзывалась о них через губу. далее
Андрей Платонович Платонов
1927 год стал годом необычайного творческого подъема. Были сочинены повести "Эфирный тракт", "Епифанские шлюзы", "Город Градов", "Сокровенный человек", "Ямская слобода", "Строители страны" (первая редакция "Чевенгура"). Продолжая ездить по совхозам и колхозам Средней России, Платонов запечатлел увиденное в повести "Котлован" и в пьесе "Шарманка", не вышедших при его жизни. Напечатанную в 1931 году повесть-хронику "Впрок" "забраковал" Сталин. Злую шутку с автором сыграла судьба. Александр Фадеев как редактор подчеркнул те места, которые он предлагал выкинуть по политическим причинам. Верстку он почему-то не просмотрел, и подчеркнутые им места в типографии набрали жирным шрифтом. В таком виде номер журнала попал на глаза Сталину. далее
Михаил Васильевич Исаковский
Созданная еще в 1939 году "Катюша" в годы войны стала рядом с "Вставай, страна огромная" песней-воительницей. Гвардейские реактивные минометы, поначалу названные "Раисой", народ переименовал в "катюши". На фронте и в тылу возникло более сотни фольклорных вариантов песни. Такую же всенародную любовь имели многие песни, за которые он был удостоен Сталинской премии за 1943 год. Самое пронзительное свое стихотворение "Враги сожгли родную хату" поэт написал в 1945 году. Песня "Прасковья" прозвучала один раз по радио и была запрещена на 15 лет. В 1960 году Марк Бернес на свой страх и риск исполнил ее во Дворце спорта в Лужниках, зал слушал песню стоя. Опять запретили, пока Бернес не исполнил ее в 1965 году на "Голубом огоньке". далее
Вениамин Александрович Каверин
Самую знаменитую свою книгу, "Два капитана" (1938-1944 гг.), Вениамин Александрович задумал в середине 1930-х годах, "когда идея положительного героя, идея молодого человека нашего времени витала в воздухе". Прототипами главного героя летчика Сани Григорьева стали знакомые писателя - известный генетик М. Лобашов и летчик С. Клебанов, погибший во время войны. "Две мысли тогда казались мне очень важными, - пояснял автор. - Одна из них принадлежит Менделееву Д.И.: "Север - фасад России". И вторая - идея справедливости, которая должна быть утверждена и доказана жизнью современного молодого человека". Критики единодушно признали в этом "морально-приключенческом романе с авантюрным сюжетом сильный нравственный стержень". далее
Николай Алексеевич Заболоцкий
В первой половине 1930-х гг. поэт испытал влияние поэзии Хлебникова, увлекся работами Циолковского, переписывался с ним, создал философскую поэму о коллективизации "Торжество земледелия", поэмы "Безумный волк" и "Деревья", а вот сборник "Стихотворения 1926-1932" издать не удалось. Некоторые современные критики негодуют: как он мог создавать поэмы о коллективизации или на смерть Кирова. Николаю Заболоцкому вообще повезло на критиков - они всегда были рады вытереть об него ноги. Самое безобидное, что они придумали - назвать его поэзию "юродствующей". В середине 1930-х годов Заболоцкий обратился к классике - к Пушкину, Тютчеву, Баратынскому, Хайяму и стал писать философские элегии, размышляя о дружбе, любви, природе. далее
Аркадий Гайдар
О происхождении псевдонима ломали голову все кому не лень. Утверждали, что по-хакасски хайдар - "куда, в какую сторону?"; по-монгольски - "всадник, скачущий впереди"; по-украински - "пастух"; по-непонятнокаковски - Г-АЙ-Д-АР (Голиков Аркадий из Арзамаса - подражание имени Д'Артаньяна). После публикации рассказа "Патроны" и повести "Р.В.С.", имя Гайдара было на слуху, все ждали его новых произведений. Автобиографическая повесть "Школа" сделала писателя детским классиком. 1930-е годы стали пиком популярности и одновременно временем тяжких душевных и физических испытаний. Боевая молодость не прошла бесследно. Писатель часто болел, много лечился, в том числе и от хронического алкоголизма. Удивительно, но это не отразилось на его творчестве. далее
Николай Алексеевич Островский
Написав в 1927-1928 годах по просьбе друзей повесть о "котовцах" - "Рожденные бурей", Островский направил ее в издательство "Молодая гвардия", но рукопись при пересылке потерялась. Писатель повторно направил свои материалы и повторно их потеряли! К тому времени Николай уже мог ходить только на костылях. На дому он вел партийно-комсомольский кружок и, не сдаваясь перед надвигающейся слепотой, сутками читал книги-воспоминания о Гражданской войне и русскую классику. В 1929-1930 годах Островский безуспешно лечился в Москве. Выйдя из больницы, поселился с женой в коммуналке. Он полностью ослеп. Пребывая в кромешной темноте своей слепоты, писатель стал создавать самую яркую книгу столетия - исповедь о себе, о своем яростном поколении. далее
Михаил Александрович Шолохов
В 1928-1929 годах в журнале "Октябрь" были опубликованы первые две книги "Тихого Дона", сразу же получившие высокую оценку критики, читательское признание и восторженные отзывы А. Серафимовича и М. Горького. Публикация третьей книги неожиданно прервалась. Литературные завистники затеяли кампанию по обвинению Шолохова в плагиате. Писатель привез в Москву целый чемодан рукописей, предъявил их комиссии. В газетах "Рабочая трибуна" и в "Правде" было опубликовано опровержение этой клеветы. Но этим дело не закончилось. Через полгода Михаила Александровича Шолохова обвинили в "пособничестве кулакам и антисоветским лицам", предлагали сделать в книге неприемлемые сокращения и исправления, чему он яростно сопротивлялся. далее
Иван Антонович Ефремов
Стать писателем его подвигло также опасение, что "крен" общественной мысли в сторону науки и техники ведет в пустоту, если за наукой не стоит философия. В 1944 году появились его рассказы и сборники - "Встреча над Тускаророй", "Белый Рог", "Алмазная Труба", "Пять румбов", "Семь румбов". Рассказы высоко оценил признанный мастер жанра А. Толстой - за правдоподобие необычайного и "изящный и холодный стиль". Через несколько лет увидели свет историческая дилогия "Великая Дуга" (повести "На краю Ойкумены" и "Путешествие Баурджеда"), "космические повести" "Звездные Корабли" и "Сердце Змеи", а также путевой дневник о трех монгольских экспедициях - "Дорога Ветров". Книгами и журналами с произведениями Ивана Антоновича зачитывалась вся страна. далее
Леонид Иванович Пантелеев
Совместное творчество Белых и Пантелеева продолжалось несколько лет: Пантелеев писал кинорецензии в газете "Смена", печатался в журналах "Юный пролетарий", "Работница", "Кинонеделя", "Будь жив!", а на пару с Белых они за три месяца создали повесть о "Шкиде", названную поначалу "Королевство Шкид". Повесть стала своеобразным гимном не только "беспризорничеству", но и великой тяге ребят к полезному труду и светлой жизни. Соавторы отобрали из груды своих воспоминаний 32 эпизода, первые 16 глав написал Григорий, вторые - Алексей. Пухлую рукопись вручили заведующей Губернского отдела народного образования, а она направила авторов к С. Маршаку, Е. Шварцу и Н. Олейникову. Те пришли в восторг от написанного, Шварц взялся за редактуру. далее
Александр Трифонович Твардовский
В 1930-е годы вышла серия очерков Твардовского "По колхозной Смоленщине" и его первое прозаическое произведение "Дневник председателя". Знаменитым сделала поэта его поэма "Страна Муравия" (1934-1936 гг.), посвященная коллективизации. В поэме Никита Моргунок, не желавший вступить в колхоз, был занят поиском сказочной Страны Муравии; он долго ездил на лошаденке по стране, но лучшей жизни, чем у колхозников, не нашел. Видно, тогда так и было. Поэма имела большой успех. В 1936 году Твардовский переехал в Москву и поступил в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ) - интересно, что в экзаменационных билетах были вопросы и по его "Стране Муравии". Поэт много занимался переводами классики народов СССР. далее
Константин Михайлович Симонов
По окончании Литинститута в 1938 году Кирилл Михайлович Симонов стал редактором "Литературной газеты", поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но на следующий год во время конфликта с японцами был командирован в качестве поэта на Халхин-Гол, в газету "Героическая красноармейская". Там он создал цикл стихов о Монголии - "Соседям по юрте". Поэт нечетко выговаривал "р" и "л", оттого взял себе псевдоним Константин. Всю Великую Отечественную войну Симонов провел в действующей армии. Собственный писательский долг он видел в том, чтобы перо приравнять к оружию, и его строки верней пулеметной очереди разили врага. Великая Отечественная война всесторонне раскрыла в Симонове писательский дар. далее
Юрий Павлович Казаков
Писать у него был талант природный, а вот не писать то, чего не знаешь, у него отбили охоту в институте. В годы учебы Юрий "занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал". Еще студентом он опубликовал свои первые рассказы - "Тэдди", "Голубое и зеленое", "Некрасивая", "Странник". В 1957 году в Архангельском издательстве вышла его первая книга о слепой охотничьей собаке - "Арктур - гончий пес". Книгy тут же "раздолбали" в статье "Тени прошлого" за искажение действительности и облика современников. Книгу, тем не менее, смели с прилавков читатели. В Италии в 1970 году писатель Юрий Павлович Казаков был удостоен медали и премии Данте. далее
Владимир Алексеевич Чивилихин
В 1949 году, выдержав конкурс 12 человек на место, Владимир поступил на филологический факультет МГУ на отделение журналистики. Получив красный диплом, Чивилихин десять лет работал в "Комсомольской правде" литературным сотрудником, заместителем ответственного секретаря, редактором отдела литературы и искусства. В 1961 году стал членом Союза писателей СССР. Своим учителем в литературе писатель считал Леонида Леонова. Первой книгой Чивилихина стала "Живая сила" (1957 г.) - о заполярных железнодорожниках и лесоводах, занимавшихся насаждением в тундре защитных лесополос вдоль железнодорожной трассы. Владимир Алексеевич в свой отпуск специально поехал на Север, чтобы при 50-градусном морозе узнать заполярную жизнь. далее
Валентин Саввич Пикуль
В начале 1948 года Валентин Саввич Пикуль отнес свою первую повесть "На краю земли" в редакцию журнала "Звезда". Там ее завернули. После немалых мытарств Пикуль напечатал в 1950 году в альманахе "Молодой Ленинград" рассказы "На берегу" и "Женьшень", а через четыре года и первый роман о пережитом в войну - "Океанский патруль". На протяжении долгих десяти лет писатель искал свой "нерв" в литературе, работая без праздников, выходных и отпусков, метался между стихами и рассказами, между историей Русского Севера и историей России, которая, в конце концов, и стала главной темой его сочинений. Исторических материалов Валентин Пикуль за свою жизнь собрал более 11 тысяч томов. Оставшиеся после его смерти архивы оказались поистине огромны. далее |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||