Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

Чтобы в художественном произведении отразить мир, не обязательно писать "Войну и мир". Хватит и фразы, чтобы он отразился в ней, как в капле воды: "подпоручик ничего себе, но - сволочь"; "горе молодого счастливого отца не поддается описанию". Но для этого надо иметь особый, редкий талант. Этим талантом обладал Михаил Михайлович Зощенко. Во второй четверти XX века у него в нашей стране была бешеная популярность. Дело в том, что обыватель (а мы все обыватели) в каждой такой фразе любовался самим собой - есть ли другой, более достойный предмет для любования?!

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Будущий писатель родился 29 июля 1894 года в Санкт-Петербурге в семье художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко и писательницы Елены Иосифовны, урожденной Суриной. Между родителями были сложные отношения; впечатлительный мальчик стал рано поверять бумаге свои мысли и чувства: с семи лет сочинял стихи, а в двенадцать написал рассказ "Пальто". После смерти отца семья бедствовала; многодетная мать тщетно выпрашивала у чиновников вспомоществование.

Миша учился в Санкт-Петербургской восьмой гимназии. Учился плохо, особенно по-русскому - на экзамене на аттестат зрелости он получил за сочинение "1".

В 1913 году Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Денег хватило на первый курс, после чего он бросил учебу и работал контролером поездов на железнодорожной линии Кисловодск - Минеральные Воды.

С началом Первой мировой войны Михаил записался на курсы Павловского военного училища; в чине прапорщика был направлен на фронт. В составе Мингрельского 16-го гренадерского полка командовал маршевой ротой, затем батальоном. Был трижды ранен, отравлен газами, из-за чего получил порок сердца и депрессию на всю жизнь. После лечения снова вернулся в строй. В конце 1916 года штабс-капитан Зощенко был кавалером пяти боевых орденов, в том числе и солдатского Георгиевского креста. В 1917 году был демобилизован по болезни.

Михаил Зощенко все эти годы писал и в окопах, и в лазаретах, и в Питере; пробовал себя в эпистолах, эпиграммах, рассказах в духе Мопассана. С энтузиазмом встретив Февральскую революцию, при Временном правительстве Зощенко был начальником почт и телеграфа, комендантом Главного почтамта, адъютантом Архангельской дружины. После Октябрьской революции перешел на сторону советской власти, служил пограничником в Стрельне и Кронштадте, затем добровольцем пошел в Красную Армию, был командиром пулеметной команды и полковым адъютантом 1-го образцового полка на Нарве ком фронте.

После демобилизации в 1919 году работал агентом уголовного розыска, инструктором по кролиководству и куроводству в Смоленской губернии, милиционером в Лигово, сапожником, столяром, плотником, актером, конторщиком, делопроизводителем Петроградского порта... Несколько лет Зощенко варился в гуще народных масс и как губка впитывал в себя жуть и смех великой эпохи.

В 1919 году Михаил посещал творческую студию при издательстве "Всемирная литература", где занятия вел Корней Чуковский, благожелательно отозвавшийся о его рассказах. Через два года Зощенко уже "наиболее сильная фигура" в литературной группе "Серапионовы братья" (Вс. Иванов, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов и другие). В 1920-х гг. писателя поразило несоответствие масштабов революции и обывательской жизни, что отразилось в его творчестве, где очень серьезные и тревожные мысли были спрятаны под оболочкой иронии и смеха. Публика и критика этого, увы, не заметила. Его персонажей сравнивали с "маленьким человеком" Гоголя, Достоевского, Чарли Чаплина, хотя сам писатель относился к ним не с жалостью, а с презрением.

В печати Зощенко дебютировал в 1922 году. "Рассказами Назара Ильича, господина Синебрюхова", герой которых - простак, попадающий в различные курьезные ситуации. Книга имела оглушительный успех. Любимой фразой граждан стала: "Что ты нарушаешь беспорядок?" А еще: "А мы потихонечку, а мы полегонечку, а мы вровень с русской действительностью". Улице впервые показали улицу, а народу - народ. Зощенко тем самым замаливал свою "литературную вину" как писателя: "Я вспоминаю прежнюю литературу. Наши поэты писали о цветках и птичках, а наряду с этим ходили дикие, неграмотные и даже страшные люди". Позднее его рассказы назовут "литературой для небогатых", а сам жанр "комическим сказом".

После первого сборника писателю на четверть века предоставили "зеленую улицу". С 1922 по 1946 год его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах. Рассказы Зощенко страна растаскала на словечки и прибаутки. "Баню", "Аристократку", "Историю болезни" и другие писатель читал на бис перед многочисленными аудиториями.

Во второй половине 1920-х годов Зощенко опубликовал семь "сентиментальных повестей" ("Аполлон и Тамара", "О чем пел соловей" и прочие), в которых продолжил гоголевские поиски положительного героя, однако в результате написал о гибели человеческого в человеке.

Официальная критика всю жизнь обвиняла писателя в мещанстве, пошлости, бытовизме, аполитичности, хотя о нем с восхищением отзывался Горький ("Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого"), высоко оценивали А. Толстой, Ю. Олеша, С. Маршак. Увы, с годами Зощенко стал отождествлять требование официозной критики с "мнением народным", и это пагубно сказалось на его творчестве.

В 1929 году Зощенко издал несмешную книгу "Письма к писателю", чем вызвал у своих почитателей легкое недоумение. Повесть, более похожая на психологическое исследование, "Возвращенная молодость" (1933 г.) вызвала пристальный интерес ученых; ее обсуждали, рецензировали, академик Иван Петрович Павлов стал приглашать автора на свои знаменитые "среды". После поездки по Беломорканалу писатель создал произведение о перевоспитании в лагерях преступников ("История одной жизни").

В последующие годы Зощенко писал "нейтральные" пьесы и повести. Под обложку "Голубой книги" он собрал новеллы на исторически-назидательные темы со своими старыми рассказами. Тут же последовали разгромные отзывы, после которых Зощенко все чаще стал писать заказные фельетоны, киносценарии, изредка балуя себя и читателей публикациями рассказов для детей в журналах "Чиж" и "Еж", в которых главной темой сделал формирование высокой нравственности. В конце 1930-х годов появились цикл "детских" рассказов о Ленине, ставший сенсацией среди читателей и критики. В них писатель воссоздал обаятельный образ вождя. В 1939 году Зощенко был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Во время Великой Отечественной войны писатель в эвакуации находился в Алма-Ате (работал в сценарной студии "Мосфильма"), был членом редколлегии журнала "Крокодил", писал пьесы. Две его комедии (из написанных 20) были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых - "Парусиновый портфель" - выдержала 200 представлений за год.

Главным произведением Зощенко в военные годы стала повесть "Перед восходом солнца". "Исследуя человеческое в человеке, писатель в качестве модели исследования использовал и себя". Повесть была опубликована в 1943 году в журнале "Октябрь" и тут же стала литературным событием, вызвавшим шквал критики. Печать повести приостановили. Вторая часть под названием "Повесть о разуме" увидела свет в 1972 году. По мнению ученых, Зощенко в этой книге на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном.

После Победы, за спиной заметно сдавшего к тому времени Иосифа Сталина началась "боярская" драка за "трон". Официальному преемнику А. Жданову противостоял тандем Л. Берия и Г. Маленкова. Чтобы убрать конкурента, соперники решили ударить по Ленинградской парторганизации, которую долгое время возглавлял Жданов. Однако тот успел сам разобраться с "упущениями" в ее работе. Став инициатором Постановления ВКП(б) от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" и грозного разноса ленинградской интеллигенции, он спас немало людей, в том числе и писателей от репрессий. Относительно пострадали лишь А. Ахматова и М. Зощенко. Формально к писателю придрались за вполне невинный рассказ "Приключения обезьяны". Паны дерутся, а у холопов чубы трещат. К чести Зощенко, он вел себя отнюдь не по-холопски и не повинился ни в чем. Зощенко был назван "подонком", исключен из Союза писателей и лишен карточек. Чтобы сносно существовать, а заодно при негласной поддержке из Кремля, Зощенко писал фельетоны, партизанские рассказы, сделал прекрасные переводы с финского романов "За спичками" и "Воскресший из мертвых" М. Лассилы, "От Карелии до Карпат" А. Тимонена.

В 1953 году Михаила Зощенко вновь приняли в Союз писателей. Однако в следующем году на него обрушился новый шквал критики за то, что на встрече с английскими студентами он вновь изложил свое несогласие с Постановлением 1946 года. Ему было отказано в пенсии. "Умирать надо вовремя", - сетовал он. В последние годы жизни писатель работал в журналах "Крокодил" и "Огонек".

Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958 года. Похороны писателя на Литераторских мостках Волковского кладбища были запрещены. Похоронили его на Сестрорецком кладбище. Чиновники у гроба гадали: снята опала с покойного или нет. Один из них в замешательстве воскликнул: "До свидания, товарищ Зощенко!" Рядом с писателем похоронены его жена Вера Владимировна, сын Валерий и внук Михаил. Памятник на могиле Зощенко по проекту скульптора В. Онежко был открыт в 1995 году.



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг