|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Не было, наверное, еще лет 20 назад ни одного девичьего дневника, где царевны-лягушки не заливались бы слезами и восторгами над "Некрасивой девочкой" Николая Заболоцкого. Особенно доставалось строкам: "А если это так, то что есть красота / И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?" Жаль, что многим из них были неведомы мно.гие другие стихи поэта, скажем, хоть эти: "В очарованье русского пейзажа / Есть подлинная радость, но она / Открыта не для каждого и даже / Не каждому художнику видна". Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года на ферме под Казанью в семье участкового агронома и сельской учительницы. Когда ему было семь лет, семья переехала в село Сернур Вятской губернии. Там мальчик окончил три класса начальной школы и, имея уже "опыт" издания рукописного журнала с собственными стихами, поступил в Уржумское реальное училище, славящееся своими педагогами. В училище помимо стихов Блока и Ахматовой, Николай увлекался еще историей, химией и рисованием. В 1920 году Заболоцкий стал учиться одновременно на филологическом и медицинском отделении Московского университета, а через год перевелся в Петроград на отделение языка и литературы Пединститута имени Герцена. Был членом литературного кружка "Мастерская слова". В 1925 году получил высшее образование, а на следующий год был призван на военную службу. Служил Николай в Ленинграде, на Выборгской стороне. В запасе у него уже была толстая тетрадь стихов, с которыми выходить на "большую дорогу" поэзии было еще рановато. Куда больше преуспел Заболоцкий в самообразовании, изучив труды Энгельса, Тимирязева, Вернадского, Эйнштейна, Федорова. А том произведений украинского поэта и философа Сковороды всю жизнь был его настольной книгой. Прошел год, и казарма, где "...пули бегают как дети, / с тоскою глядя на меня", родила поэта. Уволившись в запас, вырвавшись из "экзистенциального одиночества" армейских будней, Заболоцкий получил место в отделе детской книги Госиздата, издал стихотворную книжку для малышей "Хорошие сапоги" и за два года создал блистательные, не похожие больше ни на чьи стихи. Первый сборник поэта "Столбцы", "пронизанный издевательским презрением к "мурлу мещанина" (Евгений Евтушенко), изданный тиражом 1200 экземпляров, увидел свет в 1929 году в Ленинграде. Многих он шокировал, как, например, этот отрывок из стихотворения "На рынке", где предстает жуткий ряд калек - жертв войны: ...А третий, закрутив усы, Глядит воинственным героем. Над ним в базарные часы Мясные мухи вьются роем. Он в банке едет на колесах, Во рту запрятан крепкий руль, В могилке где-то руки сохнут, В какой-то речке ноги спят. На долю этому герою Осталось брюхо с головою Да рот, большой, как рукоять, Рулем веселым управлять. Двадцать два "многомерных" стихотворения сборника ("Меркнут знаки зодиака", "Пир", "На рынке", "Свадьба", "Disciplina Clericalis", "На лестницах", "Бродячие музыканты" и другие), в которых Заболоцкий проявил себя натурфилософом, мастером гротеска и сатиры, пародии и интеллектуализма, вызвали литературный скандал и были восприняты как "враждебная вылазка". Несмотря на это, Н. Тихонов поспособствовал тому, чтобы в журнале "Звезда" был напечатан еще десяток новых стихотворений Заболоцкого. К тому времени поэт уже был известен как один из создателей (вместе с Д. Хармсом, А. Введенским и другими) литературной группы ОБЭРИУ ("Объединение реального искусства"), продолжившей традиции русского футуризма. Себя он называл "поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя". Участвовал Заболоцкий и в выпуске популярных детских журналов "Еж" и "Чиж", сочинял стихи и прозу для детей. В первой половине 1930-х гг. поэт испытал влияние поэзии Хлебникова, увлекся работами Циолковского, переписывался с ним, создал философскую поэму о коллективизации "Торжество земледелия", поэмы "Безумный волк" и "Деревья", а вот подготовленный сборник "Стихотворения 1926-1932" издать не удалось. Некоторые современные критики негодуют: как он - "обэриут" - мог создавать поэмы о коллективизации или на смерть Кирова, чем лишний раз подтверждают, что они и для тогдашней, и для нынешней страны - чужестранцы. Заболоцкому вообще повезло на критиков - они всегда были рады вытереть об него ноги. Самое безобидное, что они придумали - назвать его поэзию "юродствующей". Кстати, поэма "Торжество земледелия" была оценена ими как пасквиль на коллективизацию. "Кажется, ни над одним советским поэтом критика не издевалась так, как надо мной", - как-то вырвалось у поэта. В середине 1930-х годов Заболоцкий обратился к классике - к Пушкину, Тютчеву, Баратынскому, Хайяму и стал писать философские элегии, размышляя о дружбе, любви, природе, с которой мечтал слиться и которую считал бессмертной. Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей; Мысль некогда была простым цветком; Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мною, то, быть может, Опять растет и мир растений множит. Новые стихи Николай Алексеевич Заболоцкий публиковал в газете "Известия". Были также изданы сборник "Вторая книга", пересказы для детей и юношества, на которых потом воспитывались все поколения юных читателей, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Путешествия Гулливера" Свифта, "Тиль Уленшпигель" де Костера, а также стихотворное переложение поэмы Руставели "Витязь в тигровой шкуре". В 1938 году Заболоцкий был арестован и осужден по сфабрикованному делу за антисоветскую пропаганду. Срок он отбывал под Комсомольском-на-Амуре и в Кулундинских степях. После освобождения в 1944 году два года жил в Караганде. В это время Заболоцкий стихи писал редко, занимался в основном вольным переводом "Слова о полку Игореве", что помогло ему (вместе с заступничеством Александра Фадеева) переехать в 1946 году в Москву. Жилья у поэта в столице не было, жил он с женой Екатериной Васильевной, сыном и дочерью (он женился в 1930 году) в Переделкине на даче, предоставленной ему писателем В. Ильенковым. Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и взялся за переводы. С немецкого он перевел ряд произведений Мейергофера, Рюккерта, Гете, Шиллера, стал признанным переводчиком грузинской поэзии (Гурамишвили, Орбелиани, Пшавела). Полный перевод поэмы Руставели "Витязь в тигровой шкуре" признан шедевром. В 1948 г. поэт опубликовал свой очередной сборник "Стихотворения". Посвятив разгадке человеческой души и сердца, написанные в середине 1950-х гг. стихи - "О красоте человеческих лиц", "Некрасивая девочка", "Где-то в поле возле Магадана", "Старая актриса", "Генеральская дача", "Облетают последние маки" и другие, Заболоцкий стал для читателей любимым автором. "Раньше я был увлечен образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и присматриваюсь к ним", - признался он. Никогда не создавая интимных стихов, поэт "под занавес" написал цикл пронзительных и печальных стихов "Последняя любовь". "Зацелована, околдована, / С ветром в поле когда-то обвенчана, / Вся ты словно в оковы закована, / Драгоценная моя женщина!" - это песня на его стихи. В 1957 году Николай Заболоцкий побывал в Италии. В последний год жизни он написал поэму "Рубрук в Монголии" о противостоянии Востока и Запада, задумал поэтическую трилогию "Поклонение волхвов", "Смерть Сократа", "Сталин", однако 14 октября 1958 года второй инфаркт оборвал жизнь поэта. Великий труженик надорвал себе сердце непомерной работой. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Тираж четырех прижизненных сборников Заболоцкого составил всего 40 тысяч экземпляров. В 1960 году увидел свет посмертный сборник поэта "Избранное". Впервые его поэзия была представлена с достаточной полнотой в 1965 году в Большой серии "Библиотеки поэта". Московский дом, в котором Николай Алексеевич прожил последние 10 лет и который входил в реестр культурного наследия, был снесен благодарными потомками в 2001 году. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||