|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
"Вся жизнь - театр, и люди в ней актеры", - эту и другую фразу: "Что наша жизнь? - Игра!" - можно предпослать эпиграфами к жизни и творчеству Александра Николаевича Островского, драматурга на все времена. Театр был его средой обитания, болью и страстью, темой творчества, метафорой жизни вообще. Сорок семь оригинальных пьес писателя (плюс семь в соавторстве) вобрали в себя не только все многообразие московских купеческих и чиновничьих типов, но и общечеловеческих. Конечно же, прежде всего драматурга заботил показ на сцене русского человека. "Пусть видит себя и радуется. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее". Он без единого выстрела (если не считать выстрела Карандышева в бесприданницу Ларису Огудалову) завоевал русский театр, зрителей и всю нашу страну, оставаясь самым миролюбивым "воителем". Жизнь его текла неторопливо и полновесно, как Волга, главная водная и духовная артерия России, с берегов которой, из Костромы, был его дед и все предки, принадлежавшие духовному сословию. Будущий драматург родился 31 марта 1823 года в Москве в семье чиновника. Матери Саша лишился в девять лет. Получил хорошее домашнее образование, изучал иностранные языки (к концу жизни он знал греческий, французский, немецкий, английский, итальянский и испанский). В домашней библиотеке мальчик нашел то, что было близко его сердцу и что определило его призвание - русскую литературу. Он с детства почувствовал в себе наклонность к писательству. Островские жили в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы . оттуда и многие герои пьес писателя. В 1835 году Александр поступил в Первую Московскую гимназию, имевшую гуманитарный уклон; пять лет спустя получил аттестат с правом поступить в университет без предварительного испытания. Его отец, Николай Федорович Островский, к тому времени заслужил дворянское достоинство, отставил государственную службу и занялся ходатайствами по гражданским делам. Это и определило выбор сына - он поступил на юридический факультет. В учении студент рвения не проявил, более того, на втором курсе рассорился с одним из профессоров и оставил заведение. Молодой человек хотел было заняться литературой, но по настоянию отца поступил в канцелярию Московского Совестного суда, где окунулся в пучину гражданских и уголовных дел, связанных с имущественными спорами, внутрисемейными разногласиями, преступлениями малолетних, а через два года - в "словесный стол" Коммерческого суда, где разбирались дела о торговой несостоятельности и банкротстве. И хотя за труды платили копейки - четыре рубля в месяц (хорошо, помогал отец), работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес. Эти несколько лет службы сделали из служителя Фемиды "Колумба Москвы", открывшего для человечества целый мир купцов, мещан, чиновников дореформенной России. В 1851 году канцелярист ушел из суда, чтобы стать профессиональным литератором. Еще со студенческих лет им владела страсть - к театру Гоголя и Грибоедова, Мочалова и Щепкина. Юноша сочинял стихи, очерки, рассказы, пьесы, из которых наиболее известны "Записки замоскворецкого жителя". В начале 1847 года Александр Островский опубликовал в газете "Московский листок" сцену из своей первой комедии "Несостоятельный должник" ("Банкрут"), а в доме университетского профессора и литератора С. Шевырева прочитал пьесу "Картина семейного счастья". Успех был полный. За два года Островский дописал "Банкрута". Пьесу читали во всех аристократических салонах, а после ее опубликования в "Московитянине" под названием "Свои люди - сочтемся!" и по всем московским трактирам. По мнению историка литературы Д. Мирского, эта комедия стала "самым поразительным и сенсационным началом деятельности молодого автора, какое только было в русской литературе". От "Банкрута" были в восторге Н. Гоголь, В. Одоевский, М. Катков, М. Погодин, генерал А. Ермолов. Пьеса о триумфе порока принесла триумф автору еще до ее показа на сцене театра, который по Высочайшему повелению был запрещен, дабы не будоражить цвет купеческой гильдии. Автор же был отдан под надзор полиции, отнесшейся к этой обязанности формально. На сцене комедия появилась только через одиннадцать лет. Едва в "Москвитянине" напечатали следующую пьесу Островского "Утро молодого человека", он уже работал над новой - "Бедной невестой", увидевшей свет рампы в 1852 году; за ней последовала "Не в свои сани не садись", поставленная на сцене Малого театра, ставшего главным "потребителем" творчества драматурга. Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а то и две-три пьесы, публикуя их в погодинском "Московитянине". Работал как каторжный, а жить было не на что. Ни журнал, ни театр не спешили раскошелиться. Писатель вынужден был добывать средства поденным литературным трудом. Свыше двадцати лет Островский состоял в гражданском браке с мещанкой Агафьей Ивановной Ивановой, после смерти которой в 1869 году женился на актрисе Малого театра Марии Васильевне Васильевой. С новой женой, привыкшей к "светской" жизни, ему пришлось затянуть пояс еще туже. Дети от первого брака умерли, а во втором было пятеро. В 1856 году Островский в составе "литературной экспедиции" был командирован Морским министерством в Верхнее Поволжье - изучать быт и промыслы населения. Писатель составил словарь судоходства, судостроительных и рыболовных терминов края. Позже он выезжал в Крым, на Украину, Закавказье, путешествовал по Волге, бывал в Германии, Австрии, Италии, посещал Париж и Лондон, но в целом вел размеренную жизнь, посвященную только творчеству и делам театра. Перечислять пьесы драматурга излишне. К концу его жизни они заняли все театральные сцены России. Большую часть их можно увидеть и сегодня на театральных афишах. Они украшение репертуара театра, им гарантирован аншлаг. Достаточно назвать малую часть творческого наследия драматурга, чтобы понять, что именно он создал классический национальный репертуар, чем заложил фундамент русского театра: "Бедность - не порок", "Доходное место", "Гроза", за которую он был удостоен Уваровской премии, апогей его популярности. Это 1850-1860-е годы: "Женитьба Бальзаминова", "Пучина", "На всякого мудреца довольно простоты". Тогда же были написаны исторические драмы: "Василиса Мелентьева" и другие. В эти годы театральное начальство относилось к Островскому, мягко говоря, прохладно. Не допускало его пьесы на сцену, скупо выделяло для спектаклей приличную мебель. Писатель переживал, болел, порой доходил до отчаяния, едва не бросив на середине пути свой крест. В 1870-1880-е годы были поставлены "Бешеные деньги", "Волки и овцы", "Лес", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые". Особняком стоят две пьесы писателя: "Снегурочка", которую критики сопоставляют (в жанровом отношении) с философско-символической драмой "Пер Гюнт" Г. Ибсена, и "Бесприданница" - вершина его творчества, предтеча чеховской социально-психологической драмы. Несколько пьес Островский написал в соавторстве с драматургами С. Гедеоновым, Н. Соловьевым и П. Невежиным. Перевел комедии Шекспира (в том числе "Укрощение строптивой"), Гольдони, "Интермедии" Сервантеса и других европейских классиков. По мотивам его произведений был создан ряд опер, среди которых наиболее известны "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Воевода" Чайковского, "Вражья сила" Серова. Островского А.Н. чтят не только как драматурга, но и как просветителя и преобразователя русского театра. В 1866 году драматург организовал Московский артистический кружок, руководил Славянским съездом, в рамках которого открыл Всероссийскую этнографическую выставку. Через шесть лет Александр Николаевич стал вдохновителем и бессменным руководителем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. При Александре III Островский добился разрешения устроить в Москве частный русский театр. Царь пожаловал писателю пожизненную пенсию в 3000 рублей. Наконец-то он вырвался из тисков нищеты! Но это был уже его закат. Островского назначили заведующим репертуарной частью и начальником театрального училища. Драматург наметил целый ряд реформ, над осуществлением которых работал из последних сил. Для передышки он поехал в сельцо Щелыково (Костромская губерния), приобретенное его отцом еще в 1847 году - там писатель любил отдыхать и писать пьесы. В поездке Александр Николаевич простудился и по приезде в имение скончался 2 июня 1886 года. Умер за письменным столом, работая над переводом пьесы Шекспира "Антоний и Клеопатра". Похоронен в селе Бережки, в двух верстах от Щелыкова. Государь пожаловал на погребение 3000 рублей, назначил вдове такую же пенсию и на воспитание детей 2400 рублей ежегодно. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||