Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

В рассказе "Емеля-охотник" заболевший Гришутка попросил деда "добыть" в лесу "желтенького" олененка. После долгих поисков встретил старик олениху с олененком, но, залюбовавшись ими, не смог погубить красоту - "матку пожалел". Гришутка, засыпая под дедов рассказ, "несколько раз спрашивал старика: - Так он убежал, теленок-то? - Убежал, Гришутка. - Желтенький? - Весь желтенький, только мордочка черная да копытца. - Мальчик так и уснул, и всю ночь видел маленького желтенького олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью; а старик спал на печке и тоже улыбался во сне".

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Улыбается и читатель, не заметив, как счастливая улыбка Гришутки и Емели сама собой зашла к нему в душу и осветила его лицо. А есть еще "Аленушкины сказки", "Серая шейка", десятки других перлов писателя, прочитав которые делается хорошо. Это один полюс литературы - "положительный".

Рядом с ним находится и второй - "отрицательный". В романе "Три конца" дана картина заводской жизни пореформенной России. Крепостное право отменили, а крепостники и крепостные остались, прежде всего потому, что в душе их осталось то, что прессовалось там столетиями. Барин послал своих крепостных в Париж получать инженерное образование. Через несколько лет он умер, не успев освободить их, и они вынуждены были вернуться на завод вместе с женами-иностранками. Из лона европейской демократии, попав под пяту азиатской жестокости, испытав дикие издевательства и глумление со стороны управляющего, такого же крепостного, как и они, одни спились, другие застрелились, третьи умерли от чахотки, а остальные просто сошли с ума.

Эти два полюса России - духовный и бездуховный, извечно притягивающие к себе людей, как железные опилки, и распределяющие их кого куда, одним несут наказание в виде душевных и телесных мук, другим дарят за них вознаграждение. Показать в своем творчестве одинаково глубоко оба этих полюса смогли немногие русские писатели, и один из них - Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Родился будущий писатель 25 октября 1852 года на Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии (ныне поселок Висим Екатеринбургской области в многодетной семье заводского священника Наркиса Матвеевича Мамина.

Митя учился в разных учебных заведениях, но практически все в жизни взял самообразованием. Отец приучил его к чтению, прежде всего русской классики: Карамзина, Пушкина, Гоголя, Кольцова, Некрасова, Тургенева, Гончарова. После поселковой начальной школы для рабочих мальчик учился в духовном училище Екатеринбурга - бурсе, где от диких бурсацких нравов заболел и два года провел дома. У отца не было средств отдать сына в гимназию, и он снова отвез его в ту же бурсу. По окончании ее Дмитрий поступил в пермскую семинарию. Затем - Петербург, ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, переход на юридический факультет университета.

Увлечение общественным движением 1870-х годов и участие в политических спорах; богема и слежка полиции; воздействие "гуманитарных" идей Чернышевского и Герцена, и "естественнонаучных" - Дарвина и Тимирязева; жизнь в холоде и впроголодь; серьезная учеба и самообразование - обычная жизнь бедного молодого человека из провинции, вздумавшего получить образование в столице.

Дмитрий Мамин стал газетным репортером, писал короткие статьи по заданиям различных газет. В 1872.1877 годах в журналах "Сын Отечества" и "Кругозор" появились его "занимательные" рассказы и очерки о старообрядцах и разбойниках. Свой первый роман "В водовороте страстей" под псевдонимом "Е. Томский" Дмитрий отнес в журнал "Отечественные записки". Салтыков-Щедрин роман отклонил, но через несколько лет, когда "страсти" молодого писателя немного поостыли, охотно печатал его рассказы.

Из-за начавшейся чахотки и отсутствия денег Мамин оставил университет и вернулся домой. После смерти отца, оставшись единственным кормильцем большой семьи, Дмитрий перевез ее в Екатеринбург. Там он вступил в гражданский брак с Марией Якимовной Алексеевой, давал уроки отстающим гимназистам и вскоре приобрел славу лучшего репетитора в городе. По ночам писал. Избирался гласным городской Думы. Много ездил по Уралу и Приуралью, знакомился с народной жизнью, изучал труды по истории и хозяйству края. Неоднократно выезжал в Петербург.

В литературу Мамин вошел серией путевых очерков "От Урала до Москвы" (1881-1882 гг.), напечатанных в московской газете "Русские ведомости", а также публикацией в столичных журналах "Дело", "Отечественные записки", "Русское богатство" и "Русская мысль" рассказов и повестей под псевдонимом "Д. Сибиряк". В 1883 году были опубликованы "Приваловские миллионы", не сразу "раскушенные" критикой. И хотя произведение написано в русле западноевропейского семейно-социального и русского романа рубежа веков, оно принесло Мамину-Сибиряку репутацию писателя-"уральца", глубокого знатока "областной" жизни.

Только издание следующих романов - "Горного гнезда" и "Дикого счастья" (первоначальное название "Жилка"), на которые критики наконец-то обратили свое внимание, - позволило писателю выйти на российский уровень и уйти от нищеты и репетиторства. Известный критик Александр Михайлович Скабичевский, высоко ставивший "Горное гнездо", утверждал, что героя романа "Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф, Гарпагон, Иудушка Головлев, Обломов".

В 1885 году Мамин-Сибиряк написал пьесу "Золотопромышленники" ("На золотом дне"). В Екатеринбурге пьесу сняли из-за того, что многие "отцы города" узнали себя в персонажах. Пьеса была поставлена в театре Ф. Корша в Москве. Тогда же писатель был принят в члены Общества любителей российской словесности.

Всероссийскую известность Дмитрию Наркисовичу принес двухтомник "Уральских рассказов" (1888-1889 гг.), героями которых были фабричные рабочие, уральские старатели, чусовские бурлаки, а также уральская природа. С годами Мамина-Сибиряка все больше занимали процессы народной жизни. В социальных романах "Три конца", "Золото", "Хлеб" писатель дает срез эпохи пореформенной России, воспроизводит процессы капитализации Урала.

Отдав Мамину-Сибиряку приоритет создателя русского социологического романа, критики стали называть писателя "русским Золя", хотя ему к тому времени уже было вполне комфортно называться своим именем: Маминым-Сибиряком. Ведь это он дал русскому читателю то, что тот не мог найти больше ни у одного из писателей: жизнь и величие далекого Урала. А еще показал ему деградацию общественного строя и весьма мрачную перспективу развития всей русской национальной жизни, в которой "верхи" и "низы" неизбежно должны были столкнуться друг с другом в "последнем и решительном" бою.

После развода с Марией Алексеевой Мамин-Сибиряк женился в 1891 году на артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Морицовне Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год жена при родах умерла, оставив на руках отца малютку Аленушку. Для дочки писатель создал "Аленушкины сказки" (1894-1896 гг.), ставшие образцом литературы для детей.

Писатель сблизился с литераторами-народниками - Михайловским, Успенским, Елпатьевским, позднее с Чеховым, Куприным, Горьким, Буниным, высоко оценившим его труды, в том числе прекрасный "роман воспитания" - "Черты из жизни Пепко" (1894 г.).

Широко известны произведения Мамина-Сибиряка для детей - "Приемыш", "Вертел", "Серая шейка", "Зарницы", "Зимовье для Студеной", "По Уралу", чудные легенды из быта башкир, казахов, киргизов - "Лебедь Хантыгая", "Майя" и другие. Всего писатель написал более полутораста рассказов, сказок, очерков и повестей для детей. Многие из них стали классикой мировой литературы, некоторые отмечены премиями, в том числе и международными. "Детская книга, - говорил писатель, - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян". Свои этнографические статьи писатель предпочитал подписывать псевдонимами "Баш-Курт" и "Оник".

Последние годы жизни Мамин-Сибиряк Д.Н. тяжело болел. 2 ноября 1912 года он скончался. На могильном памятнике высечены слова писателя: "Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот настоящая жизнь и настоящее счастье".



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг