Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

Чем больше поэт, тем глубже проникают в душу общества его строки. Собственно, поэзия только на том и стоит. Но когда поэтическое признание в любви к женщине превращается в молитву солдата, воинскую присягу, заклинание ждать "всем смертям назло" - случай уникальный. Именно это произошло со стихотворением Константина Симонова, опубликованном в январе 1942 года в "Правде". "Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди..." - тридцати шести коротких строк, написанных поэтом на третий месяц войны и посвященных жене актрисе Валентине Серовой, хватило бы ему, чтоб остаться в нашей литературе.

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Но у него еще есть "Родина": ("Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. / Да, можно голодать и холодать, / Идти на смерть... но эти три березы / При жизни никому нельзя отдать"), есть "Письмо другу" ("Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"): "Нас пули с тобою пока еще милуют. / Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, / Я все-таки горд был за самую милую, / За горькую землю, где я родился, / За то, что на ней умереть мне завещано, / Что русская мать нас на свет родила, / Что, в бой провожая нас, русская женщина / По-русски три раза меня обняла". Эти три шедевра русской поэзии смогли передать всю трагедию русского человека и все величие его души в годину испытаний.

Кирилл Михайлович Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. В годы Гражданской войны отец пропал без вести, мать переехала в Рязань и вышла замуж за преподавателя военного училища Александра Иванищева, бывшего полковника царской армии. В семье царили порядок и дисциплина, культ армии и Отечества. Мальчик с детства держал слово и презирал ложь, и, как отчим, хотел стать военным, "человеком долга".

После школы-семилетки Кирилл, проникшись романтикой тех лет и желанием самому зарабатывать на жизнь, освоил в ФЗУ профессию токаря и, когда семья в 1931 году переехала в Москву. Кирилл Симонов "токарил" на авиационном заводе, после чего устроился техником в мастерские Межрабпомфильма (Мосфильм). В 16 лет юноша начал писать стихи, побывав на Беломорстрое, написал поэму "Беломорканал" (1938 г., "Павел Черный"), поступил в вечерний Литературный университет имени Горького, на третьем курсе перешел на дневное отделение. Первые свои стихи Симонов опубликовал в 1936 году, однако поэтической премьерой стало стихотворение "Генерал (памяти Матэ Залки)" (1937 г.). Затем были напечатаны "Победитель", "Суворов" и другие поэмы.

По окончании Литинститута в 1938 году Симонов стал редактором "Литературной газеты", поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но на следующий год во время конфликта с японцами был командирован в качестве поэта на Халхин-Гол, в газету "Героическая красноармейская". Там он создал цикл стихов о Монголии - "Соседям по юрте". Поэт нечетко выговаривал "р" и "л", оттого взял себе псевдоним Константин.

Во время Финской войны Симонов прошел курсы военных корреспондентов при Военной академии имени Фрунзе М.В., а затем еще одни - при Военно-политической академии. Новоиспеченный интендант второго ранга мог похвастать двумя пьесами: "Историей одной любви", поставленной на сцене Театра имени Ленинского комсомола, и "Парнем из нашего города", быстро вошедшей в репертуар лучших театров страны.

Всю Великую Отечественную войну Симонов провел в действующей армии, был одним "из самых отважных и легких на подъем фронтовых корреспондентов "Красной Звезды", первым из писателей бросившим стих-клич советскому бойцу, встретившему фашиста на нашей земле, - "Убей его!". Писательский долг Симонов видел в том, чтобы перо приравнять к оружию, и его строки верней пулеметной очереди разили врага. Война всесторонне раскрыла в Симонове писательский дар.

Поэтический взлет в начале войны (два сборника стихов - "С тобой и без тебя", "Война") был освящен его любовью к Валентине Серовой - второй жене поэта; первой была Евгения Ласкина, а третьей после развода с Серовой стала вдова поэта Семена Гудзенко, Лариса Жадова; а своими драмами и прозой писатель был обязан фронтовым будням, давшим ему сюжеты, образы и особый нерв (пьесы - "Русские люди", "Так и будет", "Под каштанами Праги" и другие, рассказы, повесть "Дни и ночи"). Со сверхзадачей - показать дух армии и передать свою веру в победу - Симонов справился блестяще.

В 1942 году Константин Михайлович Симонов вступил в ВКП(б) и стал старшим батальонным комиссаром, в 1943 году ему было присвоено звание подполковника, а после войны - полковника. Корреспондент не гонялся за "очевидцами событий" и не собирал солдатские байки, а мотался по всем фронтам. Он был среди пехотинцев в Крыму, на подлодке, минировавшей румынский порт, в Норвегии в группе разведчиков, среди защитников Одессы и Сталинграда, в мясорубке Курской битвы и Белорусской операции, при освобождении Польши и Чехословакии, в Болгарии, у партизан Югославии, при взятии Берлина, при подписании гитлеровской капитуляции в Карлсхорсте. Его грудь украсили четыре боевых ордена. Только в 1943-1945 годах Симонов напечатал 50 очерков, вошедших в сборники: "Письма из Чехословакии", "Славянская дружба", "Югославская тетрадь", "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента".

После войны писатель несколько лет находился в заграничных командировках - в Японии, Китае, США, Канаде и Франции. Под впечатлением поездок написал много очерков, рассказов, цикл стихов "Друзья и враги", несколько пьес (в том числе знаменитый "Русский вопрос"), повесть "Дым отечества". За свои произведения Константин Симонов был удостоен шести Сталинских премий.

Послевоенное десятилетие было отмечено большим карьерным ростом Симонова: он - редактор "Нового мира", "Литературной газеты", заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Сменилась эпоха, но писатель по-прежнему в фаворе: он - секретарь правления Союза писателей СССР, член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Было что-то цельное в облике Симонова, сочетающееся со словами "гражданин" и "государственник", недаром его ценили такие разные руководители государства, как Сталин, Хрущев и Брежнев. Именно эта цельность не позволила ему лавировать при смене политического курса и откреститься от Сталина. Заявив: "Как ни тягостно вспоминать многое из того, что на протяжении тридцати лет было связано в нашей истории с его именем, в то же время попытки выбросить это имя из истории - бессмысленны", - писатель добровольно подверг себя опале.

Константин Михайлович Симонов тщательно изучал трофейные документы, обстоятельно беседовал с маршалами и генералами, вел громадную переписку с воевавшими людьми. Кропотливый сбор материала, помноженный на собственный военный опыт, позволили писателю стать признанным мастером "военной" прозы - в истории советской, да и мировой литературы явлении уникальном. В 1952 году вышел его роман "Товарищи по оружию" о Халхин-Голе.

Особое место в творческом наследии писателя заняла масштабная трилогия "Живые и мертвые" (1959-1971 гг.), удостоенная Ленинской премии за 1973 год. Первый, одноименный роман трилогии был написан в Ташкенте, где писатель больше двух лет проработал собственным корреспондентом "Правды" по Средней Азии ("Солдатами не рождаются", 1964 г.; "Последнее лето", 1971 г.).

Одновременно Симонов К.М. создавал рассказы, пьесы, стихи, публиковал дневники и критические статьи, цикл повестей "Из записок Лопатина...". В 1961 году московский театр "Современник" и Большой Драматический в Ленинграде поставили пьесу Симонова "Четвертый". По сценариям писателя были сняты несколько фильмов. В 1974 году Константину Михайловичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Трудно переоценить вклад Симонова на общественном поприще. Он содействовал возвращению романов Ильфа и Петрова, публикации "Партизанских рассказов" Зощенко, романа Булгакова "Мастер и Маргарита", Хемингуэя "По ком звонит колокол", пьес Миллера и О'Нила, первой повести Кондратьева "Сашка", романов Дудинцева "Не хлебом единым" и Ажаева "Далеко от Москвы", изданию книги Мандельштама в Большой серии "Библиотеки поэта"... Писатель ответил на тысячи писем, помог тысячам людей, особенно бывшим фронтовикам, не только в реализации их творческих планов, но и в решении "земных" проблем, связанных со здоровьем, жильем, неполученными наградами.

В конце жизни писатель выпустил роман "Так называемая личная жизнь", двухтомник "Разные дни войны", "Дневники военных лет". Последняя его книга . "Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине" была издана в 1988 г. Плотно занимался Симонов кинодокументалистикой. Совместно с Р. Карменом он создал кинопоэму "Гренада, Гренада, Гренада моя", потом самостоятельно . "Чужого горя не бывает" . о вьетнамской войне, "Шел солдат", "Солдатские мемуары" - о кавалерах трех орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском.

Умер Константин Михайлович Симонов 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, его прах был развеян над Буйничским полем под Могилевом, где 13 июля 1941 году он оказался в расположении 388-го стрелкового полка, стоявшего насмерть, и где он впервые понял, "что есть шанс, что войну мы не проиграем". Именно этим умением увидеть в частном общее, а в малом - великое, и велик писатель.



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг