Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

В литературных кругах предпочитают водку и Серебряный век русской поэзии. А более других - великих поэтесс этого века. Безоговорочным кумиром восторженных поклонников является Цветаева. Собственно, она да еще А. Блок, А. Ахматова, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак и А. Белый составляют "великолепную семерку" великих поэтов начала XX столетия. При желании, конечно, можно к Цветаевой добавить и другой "поэтический набор": И. Анненский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, В. Хлебников, Н. Гумилев, О. Мандельштам - "серебряных" поэтов не меньше полутора сотен. Поэзия Серебряного века с ее изобилием поэтических течений, как правило, отрицающих и "старый мир", и "старую" эстетику, оказала убийственное влияние на все сферы русского искусства первых десятилетий прошлого века. По большому счету, Серебряный век стоило бы назвать Пиром перед чумой.

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Но вернемся к Марии Ивановне. Современники Цветаевой отмечали, что поэтессы в "ее" время "как бы" и не было. Ее создали в другое время и другие люди . ведь мода на поэтов что мода на платье... Полвека назад она пришла к малоизвестной тогда (как поэтесса) Марине Цветаевой, хотя ее книги издавались и никто их никогда не запрещал. В литературных кругах Марина безвестной не была, лично или заочно она была знакома со всеми более или менее значительными писателями, ее проза и некоторые стихи, созданные в эмиграции, были многим известны. Но она едва ли не единственная из всех "серебряных" поэтов обошлась без поэтического шума.

Поставившая в основу всего любовь, без которой она не видела ни смысла жизни, ни самой жизни, Марина Цветаева дивилась: "Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит - удивляюсь, не любит - тоже удивляюсь, но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен", Не приспособленная к этой жизни, так как, по мнению многих, была не от мира сего, она и из сего мира ушла в мир иной не совсем по-божески.

Будущая поэтесса родилась 26 сентября 1892 года в Москве, в семье профессора-искусствоведа Московского университета, одного из основателей Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны, урожденной Мейн из обрусевшей польско-немецкой семьи.

Научившись в четыре года читать, Марина с шести лет стала писать стихи на русском, французском и немецком языках. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией осталась на попечении отца. Тогда же она написала свое первое прозаическое произведение "Четвертый" и перевела драму Э. Ростана "Орленок". В 1909 году девушка прослушала курс по старофранцузской литературе в Сорбонне и, по словам ее сестры, едва не свела счеты с жизнью.

Первые стихи Цветаева напечатала в 16 лет, а в 1910 году издала за свой счет сборник стихов "Вечерний альбом". Обвенчавшись в 1912 году с кадетом Офицерской академии Сергеем Эфроном, Марина посвятила мужу второй сборник - "Волшебный фонарь". Тогда же она получила свою единственную литературную премию на Пушкинском конкурсе "Общества свободной эстетики" - за стихотворение "В раю". В третий сборник - "Из двух книг" вошли 40 стихотворений. Цветаева сторонилась поэтических кружков и вообще всей поэтической кутерьмы начала века; не осознавая себя литератором, она отдавалась поэзии только "по страсти". Однако с чтением своих стихов выступала охотно и страстно.

Отдала любвеобильная поэтесса дань и сапфической любви. Больше двух лет Марину связывали с поэтессой и переводчицей Софией Парнок близкие отношения, после чего они расстались. Цветаева, посвятив Парнок цикл из двадцати стихов "Подруга", вернулась к мужу. У Марины и Сергея родились две дочери: Ариадна - домашние называли ее Аля (1913 г.) - и Ирина (1917 г.).

В военные годы Цветаева писала стихи, диссонирующие с общим патриотическим пафосом, создала стихотворные циклы: "Стихи о Москве", "Бессонница", "Стенька Разин", "Стихи к Блоку", "Ахматовой". Февральскую революцию поэтесса приняла, Октябрьскую . нет, но это никак не повлияло на мировую историю. Хочешь жить . умей вертеться. И Цветаева вертелась, как могла. Пока Эфрон служил в рядах Белой армии, Марина жила в Москве; создала поэтический сборник "Версты", циклы стихов . "Лебединый стан", "Ученик", "Благая весть", "Сугробы", "Деревья", поэмы "Егорушка", "Царь-девица", "На красном коне", "Молодец", романтические пьесы "Червонный валет" и "Метель". Проработав с полгода в Наркомнаце, Цветаева дала себе зарок "никогда больше никому не служить".

Новой привязанностью Марины Цветаевой стала молодая актриса Соня Голлидэй, которой поэтесса посвятила цикл стихотворений "Стихи к Сонечке" и несколько пьес, чтобы та играла в них - "Каменный ангел", "Фортуна", "Приключение", "Феникс". Чтобы спасти от голода дочерей, Марина вынуждена была отдать их в приют в Кунцево. Заболевшую Алю она забрала, а Ирина умерла "от истощения и тоски". Эта трагедия нашла отражение в стихотворении "Две руки, легко опущенные..." и в цикле "Разлука", посвященном мужу, оказавшемуся за границей.

В 1922 году после нескольких попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и вместе с Алей покинула родину. Сначала она жила в Берлине, а затем приехала к Эфрону в Прагу, где провела, сменив пять мест жительства, четыре года. В 1925 году у Марины родился сын, названный Георгием (домашнее имя - Мур). В Праге произведения Цветаевой печатались на страницах журналов "Воля России" и "Своими путями", поэтесса работала редактором в альманахе "Ковчег". Оказывало ей помощь и чешское правительство.

С 1925 года Цветаева поселилась в Париже. Неустроенность, безденежье, непростые отношения с русской эмиграцией стали ее вечными спутниками. Братья-литераторы воспринимали поэтессу как истеричку, а ее творчество оценивали отрицательно. Все страшно негодовали, когда она с энтузиазмом приняла приехавшего в Париж В. Маяковского. Эфрона, рвавшегося на родину, обвиняли в сотрудничестве с советскими спецслужбами. Но поэтесса была выше эмигрантских склок. Более честного человека перед самой собой трудно сыскать в русской литературе. "Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда...", - сетовала поэтесса, но продолжала творить. Ею были написаны: "Поэма горы" и "Поэма конца", лирическая сатира "Крысолов", трагедии на античные сюжеты "Ариадна" ("Тезей") и "Федра", поэтический цикл "Стихи к Чехии", эссе "Наталья Гончарова", цикл стихов "Маяковскому" и другие. Но опубликован был лишь один сборник стихов "После России" (1928 г.).

В 1930-е годы Марина Ивановна, сменив шесть мест жительства и раз двадцать побывав в разных уголках Европы, создала замечательную прозу: "Мой Пушкин", "Мать и музыка", "Повесть о Сонечке", воспоминания о М. Волошине ("Живое о живом"), А. Белом ("Пленный дух") и другие произведения. Были написаны и стихи: циклы "Стол", "Надгробие", "Стихи к сироте", поэмы "Певица", "Автобус", но их не печатали.

Все это время Цветаева с семьей жила в нищете. У нее не было даже приличного платья, чтобы выступить на творческом вечере. Писатели создали "Комитет помощи Марине Цветаевой". После того как Аля, поссорившись с матерью, уехала на родину, а Эфрон, заподозренный в участии в операции ЧК, бежал из Парижа в Москву, Цветаевой тоже ничего не осталось, как поехать за ними следом. "Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна".

А на родине, увы, Марине Цветаевой пришлось пережить арест родных - мужа, дочери, сестры. Два года она скиталась с сыном в Болшево, в Голицине, на московских квартирах. Поэтесса выступила перед студентами Литинститута, для Гослитиздата подготовила сборник стихов, но он был "зарублен".

Великая Отечественная война застала поэтессу за переводами поэзии Федерико Гарсия Лорки. 8 августа 1941 года Цветаева с Муром уехала в эвакуацию. В Чистополе она тщетно пыталась устроиться посудомойкой в столовую Литфонда. Пришлось в Елабуге стирать белье милиционеру. После ссоры с сыном 31 августа Марина Ивановна повесилась. "Жизнь - это место, где жить нельзя" - вот, пожалуй, лейтмотив жизни Цветаевой и ее поэзии.

Точное местоположение ее могилы на Петропавловском кладбище до сих пор неизвестно. В 1990 году по благословению патриарха Алексия II состоялось отпевание Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг