|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Писатель живет одной своей жизнью, а биографы . другой. Прочитав три биографии Максима Горького - советскую, досоветскую и постсоветскую, недоумеваешь - где же настоящий Алексей Максимович и с кем он был - с народом, с властью или сам по себе? И почему он как никто другой был так "почитаем и читаем" целое столетие, если по уверениям нынешних специалистов у него "и читать-то нечего"? И только перечитав классика и воспоминания о нем современников, которых трудно обвинить в двурушничестве, понимаешь, что Максим Горький всегда оставался самим собой и был громаден как валун, окруженный обкатанной галькой шуршащих "толкователей". Конечно, Горький, как и всякий нормальный человек, был подвержен в течение жизни многим исканиям, но эти искания, к счастью, не повлияли на его сущность, заключавшуюся в том, что он все время пребывал в Боге. И - с народом. Это стало очевидно в 1990-е, когда либералы стали вытравлять Горького из памяти "шариковых". Один за другим исчезали связанные с именем писателя улицы, пароходы, города. "Литературная газета", которая появилась на свет благодаря Максиму Горькому и на страницах которой печатались все наши литераторы, убрала с логотипа профиль своего родителя. И чудо, что в 2004 году этот профиль на титульный лист вернулся. Алексей Максимович Пешков родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, в девичестве Кашириной. В три года Алеша заболел холерой, которая свела в могилу заразившегося от него отца. У потрясенной матери родился недоношенный младенец, окрещенный Максимом, который вскоре умер. Псевдоним "Максим" писатель, страдавший внушенным ему матерью комплексом вины, позднее взял в память о двух своих "жертвах". А к нему прибавил еще и "Горький" - привкус всей своей жизни. "Сдав" сына своим родителям, Василию Васильевичу и Акулине Ивановне Кашириным, на старости лет считавшим каждую копейку, мать вновь вышла замуж. Бабушка заменила Алеше мать, приобщила его к народным песням и сказкам, а дед выучил внука грамоте по Часослову и Псалтири и отдал в слободское Кунавинское начальное училище, в котором тот смог учиться, приторговывая всяким тряпьем. В 11 лет подросток потерял мать и пошел "в люди", меняя хозяев и профессии - посыльного при обувном магазине, чертежника, поваренка на пароходе, ученика в иконописной мастерской. Лет пять Алексей с завидным упорством образовывал себя, читая все, что попадалось под руку: жития святых, Гоголя, Успенского, Дюма-отца, лубочную литературу, после чего со "свирепым желанием учиться" хотел было поступать в Казанский университет, но оказался в "крендельном заведении", где продолжил свои "университеты". Биография писателя прекрасно уложилась в его собственные слова: "Человека создает его сопротивление окружающей среде". Юноша сошелся с "бывшими людьми", ночевал в трущобах и ночлежках, пилил дрова, таскал грузы; познакомившись со студентами, участвовал в народническом кружке и просвещал рабочих, за что полиция арестовала его, а потом установила за пропагандистом негласный надзор. Самообразование Пешкова состояло из чтения Гете, Книги Иова, Шопенгауэра, Маркса и других авторов. В 1887 году умерли дед и бабушка Алексея. Юноша от безысходности и одиночества, усугубленного неразделенной любовью, а также философией Ницше, пытался застрелиться, но, к счастью, выжил, хотя всю жизнь потом страдал от простреленного легкого. Поторговав яблоками, Алексей Пешков отправился "по Руси". Два года он бродяжничал по Волге и Дону, в Украине и Бессарабии, в Крыму и на Кавказе. Работал кем придется - молотобойцем, конторщиком в железнодорожных мастерских, рыбаком на каспийских рыбных промыслах, пел тенором в церковном хоре (куда, кстати, не приняли Федора Шаляпина за его "рев"), участвовал в нелегальных кружках. Бродяжничество сотворило из Пешкова (как из Джека Лондона) писателя. Отмеченная рядом биографов, "ненависть к злу и этический максимализм" Алексея стали источником нравственных терзаний юноши и главной причиной его писательства. В 1892 году в Тифлисе Алексей опубликовал в газете "Кавказ" под псевдонимом Максим Горький рассказ "Макар Чудра", тепло принятый читателями. Вернувшись в Нижний Новгород, путешественник продавал квас на улице, потом поступил письмоводителем к присяжному поверенному А. Ланину, оказавшему большое влияние на его образование. Начинающий писатель печатал в "Волжском вестнике", "Нижегородском листке", "Русских ведомостях" и других газетах свои рассказы и фельетоны; познакомился с Виктором Короленко, "научившим его писать". По рекомендации Короленко Пешков устроился в "Самарскую газету", где вскоре стал популярным фельетонистом-правдоискателем - Иегудиилом Хламидой. Тогда же он женился на корректоре издательства Екатерине Павловне, урожденной Волжиной. Их сын Максим Пешков умер в 1934 году, по одной из версий, от отравления. Опубликовав во второй половине 1890-х годов в "Русском богатстве", "Русской мысли", "Новом слове" рассказы "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Мальва", "Коновалов" и другие, писатель обрел имя. Необычайной популярностью пользовались его "Песня о Соколе" и "Песня о Буревестнике". Двухтомник "Очерков и рассказов" и роман "Фома Гордеев" сделали автора знаменитым во всем мире. При этом критики отмечали, что "успех Горького создала исключительно публика". Его книги расходились небывалыми стотысячными тиражами; за год-два их перевели на все европейские языки. Критики сравнивали героев Горького со "сверхчеловеком" Ницше и относили автора к разряду модернистов. Особую славу принесли писателю пьесы "Мещане", "На дне", "Дачники","Враги". "На дне", поставленная в МХТ, в Берлине, Мюнхене и Вене, а затем и на других сценах мира, имела сенсационный успех. Перебравшись в 1899 году в Петербург, писатель познакомился со многими деятелями культуры - Ильей Репиным, Львом Толстым, Антоном Чеховым, В. Вересаевым, Иваном Буниным, Александром Куприным, встал во главе издательства товарищества "Знание". В 1902 году Горький был избран почетным членом Академии наук, но по требованию Николая II выборы признали недействительными, после чего Чехов и Короленко в знак протеста покинули Академию. В 1905 году Горький вступил в ряды РСДРП и познакомился с Лениным В.И. За революционную прокламацию, призывавшую к борьбе с самодержавием после Кровавого воскресенья, писатель был арестован, но под давлением мировой общественности через полтора месяца освобожден из Петропавловской крепости. Основав газету "Новая жизнь" и оказав помощь деньгами и оружием участникам Московского декабрьского вооруженного восстания, Горький в 1906 году вынужден был уехать через Финляндию, Швецию, Данию, Берлин, где в его честь всюду устраивались собрания и банкеты, в Америку. В США писателя встретил "восторженный прием почитателей, от простых до великих" (Марк Твен). В эмиграции Максим Горький провел семь лет, проживая главным образом в Италии, на острове Капри. Писатель поддерживал связь с русскими революционными деятелями; создал ряд произведений, самыми значительными из которых стали роман "Мать", пьеса "Васса Железнова" (первый вариант) и повести "Жизнь ненужного человека", "Городок Окуров" и "Исповедь" (1908 г.), высоко оцененная Александром Блоком, в которой прозвучала тема богостроительства. Вернувшись в 1913 году по амнистии в Россию, писатель редактировал "Звезду", "Правду", "Просвещение"; основал журнал "Летопись", в который привлек В. Шишкова, М. Пришвина, Ф. Гладкова и других писателей; издал первый сборник пролетарских писателей; написал "Сказки об Италии" и серию рассказов, составивших сборник "По Руси", две части автобиографической трилогии - "Детство" и "В людях". К Первой мировой войне Горький отнесся как к коллективному безумию: "Как же мы потом жить будем? / Что нам этот ужас принесет? / Что теперь от ненависти к людям / Душу мою спасет?" После Февральской революции, которую он принял с восторгом, Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли", в которых размышлял "о роли интеллигенции в спасении нации". После Октябрьской революции писатель высказывал свои сомнения в эффективности радикальных способов утверждения пролетарской власти, что не помешало ему активно участвовать в строительстве новой культуры. Горький выступал за охрану памятников искусства, основал Петроградскую комиссию по улучшению быта ученых, помогал организации первого Рабоче-Крестьянского университета, Большого драматического театра в Петрограде, открыл "Дом искусств", создал издательство "Всемирная литература"; в годы Гражданской войны спас многих ученых, писателей и художников от голодной смерти и необоснованных репрессий... В 1921 году Горький в связи с болезнью и по настоянию Ленина (по мнению ряда историков, чересчур настойчивому) уехал лечиться за границу. Обосновавшись в Италии (в городке Сорренто), он поддерживал связь с советскими писателями Л. Леоновым, В. Ивановым, А. Фадеевым и другими, закончил трилогию - "Мои университеты", написал роман "Дело Артамоновых" (1925 г.), начал работу над эпопеей "Жизнь Клима Самгина". Побывав в 1928 году по приглашению Сталина на родине, писатель через три года вернулся в СССР. "Живой классик" принял активное участие в создании Союза писателей СССР и в его руководстве, в открытии ряда газет и журналов, в проведении 1-го Всесоюзного съезда советских писателей (1934 г.); создал пьесы "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие", второй (лучший) вариант "Вассы Железновой", несколько литературных портретов, дописывал "Жизнь Клима Самгина" (не окончен). 18 июня 1936 года Максим Горький скончался в Горках. Гроб сопровождало 700 тысяч человек; в почетном карауле стояли представители государства, присутствовал весь дипломатический корпус. Урну с прахом покойного установили в стене Московского Кремля. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||