|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
"Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила: - Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим. Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб. А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?" Да видали-видали! Дальше-то что?! Сказ о Серебряном копытце окончился, а так хочется слушать его еще и еще - точь-в-точь как пятилетней сиротке Даренке, которую взял "в дети" старик Кокованя. Такими удивительно красочными историями, пронизанными верой в нравственное здоровье народа, уральский сказочник Павел Иванович Бажов радовал не только детей малых, но и солдат Великой Отечественной войны, защищавших родную землю, на которой жили Коковани и Даренки. Будущий "певец Урала" родился 27 января 1879 года вблизи Екатеринбурга в семье горнорабочего Сысертского завода, Петра Васильевича и Августы Степановны. О своем детстве в городе Полевском писатель позднее написал книгу "Зеленая кобылка". После училища он поступил в Пермскую духовную семинарию. В 1899 году Бажов начал работать народным учителем в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, потом в Екатеринбурге; завел большую семью, в которой подрастало семеро детей. (Младшая дочь Ариадна стала ученым-историком, вышла замуж за сына Аркадия Гайдара - Тимура). Учительствовал Павел Петрович 18 лет. Школьные каникулы он проводил в странствованиях по родному краю; изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников, других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла; у "бывальцев" черпал горняцкие легенды и поверия, так называемые "тайные сказы", к которым проявил интерес с раннего детства. Все услышанное учитель заносил в толстые тетради. Первая опубликованная статья Бажова имела глубоко символическое для него название - "Мамин-Сибиряк как писатель детей" (1913 г.). Его тогда волновали вопросы которые сегодня начисто забыты "детскими" писателями: допустимы ли мрачные краски в книге для детей - не натолкнут ли они "юную душу на безотрадные мысли"? В Октябрьской революции Бажов увидел конец социального неравенства. В Гражданскую войну воевал на стороне красных, был начальником информационного отдела штаба 29-й дивизии, редактировал армейскую газету, печатал на страницах "Окопной правды" свои очерки, рассказы и фельетоны, в течение года был членом Семипалатинского губкома партии, участвовал в создании партизанских отрядов Алтая и Сибири. В Перми Бажова арестовали, в лютые морозы он бежал из тюрьмы, пешком пробирался в Екатеринбург. От усталости свалился на дороге и наверняка замерз бы, если бы его не спас проезжавший на санях крестьянин. Бажов долго искал потерявшуюся семью, нашел ее в Камышлове в бедственном положении (младший сын умер от истощения) и спас от голодной смерти. Многие записи уральских легенд и сказов погибли, пришлось их собирать заново. Устроившись в "Крестьянскую газету" в Свердловске, стал писать книги по истории Урала, в 1924 году издал первую книгу очерков "Уральские были" о дореволюционном быте сысертских заводов. За 10 с лишним лет Павел Бажов опубликовал несколько книг и сотни статей, был на хорошем счету, хотя дважды исключался из партии. К нему обращались как к ходячей энциклопедии Урала - он знал тайны ремесел, где и что добывают, судьбы людей и городов, по одному словечку мог разгадать, откуда родом его собеседник, держал в памяти сотни конкретных лиц и фактов. В 1936 году в печати появился первый из его уральских сказов "Девка Азовка", и к нему сразу же пришла всесоюзная слава. В 1939 году друзья на 60-летний юбилей подарили Бажову сигнальный экземпляр "Сказов старого Урала", изданных в "Свердлгизе" - так первоначально называлась "Малахитовая шкатулка". Книгу послали на Международную выставку в Нью-Йорке. Бажова приняли в Союз писателей, избрали руководителем областной писательской организации, в 1943 году удостоили Сталинской премии (ныне Государственная) второй степени, орденом Ленина, избрали в Верховный Совет страны. "Малахитовая шкатулка" пополнялась автором до последних его дней, много раз переиздавалась миллионными тиражами. В 1944 году она была переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 году - в Париже. По сведениям библиотеки им. Ленина, ныне эта книга переведена на 100 языков мира. Каких только сказов не найдешь у Бажова о камнерезах, гранильщиках, углежогах, старателях, добытчиках камня, металлургах Урала! С подачи Бажова имена мастеров узнала вся страна: знаменитого металлурга П. Аносова, открывшего тайну булата, несравненного каслинского мастера В. Торокина. Бажов помог каслинским мастерам после войны, в которую они на заводах выпускали военную продукцию, вернуться к художествеиному литью. Много сказов у писателя и по мотивам национальных эпосов народностей Урала: о "чуди" (манси, марийцах) и башкирах. В сказах "детского тона": "Серебряном копытце", "Огневушке-Поскакушке" и "Синюшкином колодце" Бажов достиг абсолютной простоты, которая восхищала его самого в "Аленушкиных сказках" Мамина-Сибиряка. В тяжелые военные и послевоенные годы Павел Петрович Бажов помогал писателям, эвакуированным в Свердловск из Москвы и Киева, многим простым людям. Его называли "совестью писателей". По штату ему полагался автомобиль, но он отказался от него. С семьей он жил в своем старом доме, где любил работать в саду. Там всегда были гости, которых он любил угощать пельменями с редькой. Работал Павел Петрович по ночам; писал самодельной ручкой из камышинки, а когда почти ослеп, ему писатели подарили машинку. На праздновании в 1949 году 70-летнего юбилея юбиляр был верен себе: "Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная". Скончался Бажов 3 декабря 1950 года в Москве от болезни легких, похоронен в Свердловске (ныне Екатеринбург) на высоком холме Ивановского погоста. На памятнике слова из его сказа "Чугунная бабушка": "Работа - она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то". О творчестве Бажова написано в десятки раз больше, чем написал он сам. С легкой руки писателя термин "сказ" вошел в русскую фольклористику, а мифологические персонажи его сказов приобрели вневременной статус, в сознании народа став "вечными" образами фольклора . Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Бабка Синюшка, Огневушка-Поскакушка и другие. Сам же Павел Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. Он не любил литературоведов и терпеть не мог похвал . ни устных, ни письменных. При этом он неизменно повторял одно и то же: "был и остаюсь сторонником труда в литературе... каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно". "Все, что я сделал, - сказал как-то Бажов, - это труд народа. Я лишь простой пересказчик дум и сказов народа. Люди творят красоту, а я о ней только рассказываю". Это "только" позволило писателю занять место, которое занимает становой хребет России - Урал, занять благодаря тому, что в его сказах представлен "только" заводской и промысловый люд, красота и богатство родной природы, предания и легенды народа, да язык, не опошленный современной "культурой". |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||