|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
В 1919 году Викентий Вересаев, признанный писатель и умудренный жизнью человек, создал прелестную сказку "Состязание" - о состязании двух художников, Дважды-Увенчанного мастера и лучшего его ученика Единорога в написании картины, "изображающей красоту женщины". Учитель в поисках "высшей Красоты" исходил полсвета, пока не нашел "светозарную Фиалковенчанную", а ученик написал свою возлюбленную Зорьку - "обыкновеннейшую девушку, каких везде можно встретить десятки". Портрет Фиалковенчанной потряс зрителей - "никто никогда еще не видал в мире такой красоты... всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою". А портрет Зорьки вызвал смех, художника едва не побили камнями, но когда пригляделись к картине, все увидели, что девушка светится изнутри - "как будто солнце взошло высоко над площадью". Свет этого солнца озарил лица всех людей и сделал их прекрасными. Каждый понял, что красота рядом с ним и в нем самом. И народ победителем назвал Единорога. В этом рассказе весь Вересаев, видевший красоту земли в простом народе, который и является главным и единственным судьей для каждого художника. Будущий русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик родился 4 января 1867 года в многодетной глубоко религиозной семье известных тульских подвижников Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны, урожденной Юницкой. Отец - врач, сын польского помещика, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей; мать, высокообразованная дворянка, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад, а позже элементарную школу. У Викентия было десять братьев и сестер (трое из них умерли в детстве). Мальчик запоем читал Гоголя Н.В., Тургенева И.С., Лермонтова М.Ю., Толстого А.К., Рида Т.М., Гюстава Эмара; летом в имении помогал матери, пахал, косил, возил сено и снопы; в гимназии, которую окончил с серебряною медалью, был "первым учеником", слыл знатоком древних языков; в 13 лет стал писать стихи и заниматься переводами. Впервые стихотворение юного поэта под именем В. Викентьев - "Раздумье" было напечатано в журнале "Модный свет и модный магазин" в 1885 году. Через два года в журнале "Всемирная иллюстрация" под псевдонимом Вересаев был опубликован рассказ писателя "Загадка", в котором он "по взрослому" заявил о том, что истинное счастье в борьбе, а смысл жизни - в вере в завтрашний день. В 1884 году юноша поступил в Петербургский университет, на историческое отделение историко-филологического факультета, по окончании которого в 1888 году получил степень кандидата. Увлекшись идеями народничества, трудами Н. Михайловского и Д. Писарева, Смидович поступил на медицинский факультет Дерптского университета, где шесть лет занимался наукой и литературным творчеством. Студент верно полагал, что врачебная практика поможет ему "пойти в народ", а медицина - узнать о человеке. В холерную эпидемию 1892 года ездил в Екатеринославскую губернию, где на руднике заведовал бараком; через несколько месяцев опубликовал в народническом журнале "Книжки "Недели"" свои очерки "Подземное царство" - о труде и быте донецких шахтеров. На старших курсах Викентий работал в лаборатории терапевтической клиники, напечатал две научные статьи. Окончив вуз в 1894 году, врач практиковал в Туле, а затем как один из лучших выпускников университета был принят сверхштатным (без зарплаты) ординатором в Петербургскую Барачную (Боткинскую) больницу для острозаразных больных. Тогда же Вересаев опубликовал в журнале "Русское богатство" "яркую" повесть о кризисе народнического мировоззрения "Без дороги", сочувственно встреченную критикой. Редакторы журнала - Н. Михайловский и В. Короленко - пригласили начинающего писателя к сотрудничеству. Задавшись вопросом - "Истина, истина, где же ты?.." - Вересаев нашел ее в совмещении писательского труда и врачебной деятельности. В год знаменитой стачки петербургских ткачей (имеется в виду 1896 год) Викентий Вересаев, примкнув к литературному кружку марксистов, сошелся с рабочими и революционной молодежью, написал рассказ "Поветрие" о новом человеческом типе - революционере-марксисте. После ряда повестей, очерков и рассказов, в том числе о страшном быте и безотрадном существовании трудящихся ("На повороте" - антиницшеанская повесть, "К жизни", "Конец Андрея Ивановича", "К спеху"), в 1901 году вышли знаменитые "Записки врача", потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также... ссылку в Тулу под надзор полиции. Дело в том, что герой "Записок" пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые "делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь". Правдиво и откровенно изобразив ужасающую картину состояния врачебного дела в России, автор вынужден был через год оправдываться в статье "По поводу "Записок врача"". Ответ моим критикам". Вересаев, в отличие от Льва Толстого, в своих произведениях шел путем не обобщения множества разрозненных фактов, а типизации одного конкретного, его "документирования". Тяготение к лаконичности и достоверности с годами отлилось у писателя в умение создавать компактные тексты; "Великим хочешь быть - умей сжиматься" - любил повторять он пушкинскую строку. Два года Вересаев В.В. ездил по стране и Европе (Германии, Франции, Италии, Швейцарии), встречался со многими известными русскими писателями (Чеховым, Толстым и другими), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу "Среда", а позднее в издательство Максима Горького - "Знание". С началом войны с Японией Викентий Вересаев как врач запаса был призван на военную службу и попал младшим ординатором в полевой подвижной госпиталь в Маньчжурию. Участвовал в нескольких боях под Мукденом. Вернувшись в Москву, писатель издал записки "На японской войне" и "Рассказы о японской войне", в которых противопоставил народную власть власти самодержавной. В 1907-1910 годах Вересаев написал оптимистичную повесть "К жизни", критико-философскую книгу "Живая жизнь", первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого Л.Н. ("Да здравствует весь мир!") и Достоевского Ф.М. ("Человек проклят"), а вторая - Ф. Ницше ("Аполлон и Дионис"); предпринял поездку в Грецию, где решил заняться переводами с древнегреческого. В 1912 году Викентий Викентьевич Вересаев участвовал в организации "Книгоиздательства писателей в Москве"; на посту председателя правления и редактора этого "Книгоиздательства" он вел войну с декадентами. С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в действующую армию, и с 1914-го по 1917 год он был полковым врачом в городе Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги. Приняв обе революции, Вересаев был председателем Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В 1918-1921 годах жил под Феодосией, в поселке Коктебель. "За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою". В Крыму Вересаев В.В. был членом коллегии феодосийского наробраза, заведовал отделом литературы и искусства. В 1921 году писатель вернулся в Москву, где работал в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, редактировал художественный отдел журнала "Красная новь", был членом редколлегии альманаха "Наши дни". Вересаева избрали председателем Всероссийского союза писателей; он выступал с лекциями перед молодежью, писал публицистику; о событиях Гражданской войны написал роман "В тупике" (1924 г.). В конце 1920-х и в 1930-е годы у писателя вышел роман "Сестры" - о коллективизации и проблемах молодежи, воспоминания "В юные годы", документальные исследования "Пушкин в жизни", "Гоголь в жизни", "Спутники Пушкина", дневниковые "Записи для себя", публицистика. Многие годы Вересаев возглавлял Пушкинскую комиссию Союза советских писателей. Последними произведениями Вересаева стали "Невыдуманные рассказы о прошлом"; во время Великой Отечественной войны он публиковал рассказы и очерки. В 1943 году писателя удостоили Сталинской премии первой степени за выдающиеся достижения в области литературы. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Женой Викентия Викентьевича была его троюродная сестра, Мария Гермогеновна Смидович. Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 года "Эйтимия", что означает "радостнодушие". Детей у Вересаевых не было. Писатель умер в Москве 3 июня 1945 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю. Вересаев пользовался огромным авторитетом у читателей и у критиков, у писателей и у власти. "За нерушимость взглядов" его еще в молодости называли "Каменным мостом", а больше всего окружающим импонировала его "писательская и человеческая честность и принципиальность" "высокого образца". Это был очень добрый и отзывчивый человек, не раз помогавший писателям, оказавшимся в беде (так, нуждавшемуся Михаилу Афанасьевичу Булгакову он принес деньги домой). |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||