|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Вглядитесь в лицо Всеволода Гаршина, в его глаза, и они все скажут о его душе: ранимой и безумной. С такой душой в этом мире не живут. С ней рвутся в небо, но и там ей нет места. Недаром писатель поведал о своей жизни в "Лягушке-путешественнице" - о сказочном, хоть и бескрылом полете из одного болота в другое. Илья Репин, который был дружен с Гаршиным и писал с него этюд для картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", признался: "В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича". Художник спросил как- то у Всеволода Михайловича: - Отчего вы не напишете большого романа, чтобы составить себе славу крупного писателя?.. - Видите ли, Илья Ефимович, - сказал ангельски кротко Гаршин, - есть в Библии "Книга пророка Аггея". Эта книга занимает всего вот этакую страничку! И это есть книга! Будущий рассказчик родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, в семье офицера Михаила Егоровича Гаршина, чей род восходил к мурзе Горше (Гарше), выходцу из Золотой Орды, и Екатерины Степановны, урожденной Акимовой. Когда Всеволоду было 5 лет, мать, захватив его с собой, ушла к любовнику. Отец вернул сына, и тот до 8 лет оставался с ним. Эти годы любимым занятием мальчика было чтение. Читал он все подряд, даже журнал "Современник" и солидные романы, в частности, "Что делать?" и "Собор Парижской Богоматери", что не могло не сказаться на его необыкновенно раннем умственном развитии. Через три года мать убедила чиновников вернуть ей сына, отдала его в Петербургскую гимназию, вскоре преобразованную в реальное училище. Гимназист учился с ленцой, два года просидел в одном классе. Похвастать мог лишь прекрасными сочинениями, фельетонами и поэмой, в которой, как в "Илиаде", гекзаметром излагал историю драк гимназистов. Еще два года он потерял из-за болезни, вызванной психическим расстройством. Жил Всеволод с матерью, у родственников, у знакомых, пансионером в гимназии, на отдельной квартире со старшими братьями (оба они, также страдавшие наследственной душевной болезнью, позднее покончили с собой). Мечтая стать доктором, юноша не смог по тогдашним правилам после реального училища поступить в Медицинскую академию и подался в Горный институт, который бросил, как только в 1877 году началась Балканская война. Всеволод страстно желал деятельно, а не на словах, как "прогрессивно настроенная" молодежь, содействовать национальному освобождению славян. В одном из писем он написал: "За сообщение новостей из профессорского мира весьма благодарен, хотя, по правде сказать... соединение химическою и физического обществ интересуют меньше, чем то, что турки перерезали 30 тысяч безоружных стариков, женщин и ребят. Плевать я хотел на все ваши общества, если они всякими научными теориями никогда не уменьшат вероятности совершения подобных вещей". "Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня", - написал он матери. "С Богом, милый", - ответила та. В Кишиневе Гаршин определился в Волховский полк и принял участие в болгарском походе. В сражении 11 августа под Аясларом он "примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и ранен в ногу". После излечения в госпитале Всеволод вернулся в Петербург и был произведен в офицеры. Однако вскоре "за болезнию" вышел в отставку и стал слушателем на историко-филологическом факультете университета. Будучи студентом, Всеволод Гаршин напечатал в 1876 году свой первый сатирический очерк "Подлинная история Энского земского собрания", подписанный "Р.Л.", а затем, сблизившись с молодыми художниками-передвижниками, несколько статей о живописи, в которых ратовал за демократическое искусство. Свой первый рассказ "Четыре дня", написанный в болгарском походе, он опубликовал в "Отечественных записках" (1877 г.). Это история о четырех днях раненого солдата, очнувшегося после боя рядом с убитым им турком. Рассказ обратил на себя внимание интеллигенции своей эмоциональной взволнованностью и элементами пацифизма. Она в своем "прекрасном далека" (от Балкан) подхватила гаршинские суждения и, вопреки кредо писателя, подняла его на щит, как пацифиста и гуманиста. Распаренная собственным свободомыслием, интеллигенция не желала знать о Льве Толстом, написавшем о том, как 65 лет назад "дубина народной войны" дубасила французов, и знать не могла, как через 65 лет весь русский народ будет повторять стихи Константина Симонова "Так убей фашиста, чтоб он, / А не ты на земле лежал, / Не в твоем дому чтобы стон, / А в его по мертвым стоял". Вскоре были напечатаны другие рассказы Гаршина: "Происшествие", "Трус", "Очень коротенький роман", в которых он продолжил военную тему, а также обратил внимание на социальные противоречия и падение нравов. Рассказы "Встреча" и "Художники" впервые поставили перед читателями проблему выбора пути для интеллигенции - обогащения либо служения. В "Художниках", программном для писателя рассказе, речь шла также о поиске новых путей в искусстве, неудовлетворенности совестливого художника Рябинина результатами своей достаточно успешной деятельности, оставившего живопись и ушедшего "в народ". Гаршин и сам собирался поселиться в деревне и помогать крестьянам, но не смог сделать этого из-за болезни. В 1880 году у Гаршина появились признаки психического расстройства. В болезненно экзальтированном состоянии он явился к графу М. Лорис-Меликову, начальнику "Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия", и уговаривал того отменить смертный приговор анархисту И. Млодицкому, накануне неудачно стрелявшему в графа. Граф выслушал просителя, но визит априори был обречен на неудачу. Млодицкого повесили, после чего Гаршин В.М. в состоянии сильнейшего нервного расстройства разъезжал по знакомым в Москве, Рыбинске, Туле, побывал у Л. Толстого в Ясной Поляне, пока родные и друзья не поместили его на Сабуровой даче (больница для душевнобольных), вблизи Харькова, где писатель провел несколько месяцев, а затем полтора года жил у одного из своих дядей, В. Акимова, в Херсонском уезде. После излечения от маниакально-депрессивного психоза Всеволод Михайлович Гаршин в 1882 году вернулся в Петербург, женился на слушательнице медицинских курсов Надежде Михайловне Золотиловой, стал служить секретарем в канцелярии "Общего съезда представителей русских железных дорог". Вернулся Гаршин и к литературе. После публикации очерка "Петербургские письма" занимался переводами, стал писать новеллы. Вопрос - "смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье" - занимал писателя всю жизнь. Недаром современники называли его "Гамлетом сердца". По собственному признанию Гаршина, писал он одними своими нервами, и каждая буква стоила ему капли крови. Любую несправедливость и человеческое несовершенство он возводил в немыслимую степень и считал их порождением мирового зла. Каждый рассказ Гаршина по наполненности мыслей и чувств "тянет" на повесть или роман, будь то "Из воспоминаний рядового Иванова", написанный в имении Тургенева Спасском-Лутовинове, "Надежда Николаевна" или "Медведи". Гаршин обладал редкостным умением наполнять короткие безжалостно реалистичные истории тонкой поэзией. Один из лучших его рассказов "Красный мак", в котором безумец, увидев в больничном саду три красных цветка и вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни, психиатр Сикорский считал клинической картиной, до мельчайших подробностей соответствующей действительности. Всеволод Михайлович Гаршин охотно обращался также и к жанру сказки: "То, чего не было", "Сказка о жабе и розе", "Лягушка-путешественница". В сказке "Attalea princeps" пальма, привезенная из Бразилии и помещенная в стеклянную оранжерею, страстно стремилась на свободу, пробила крышу, увидела осеннее "грязное небо", удивилась - "и только-то?" - и погибла от холода и пилы садовника. Сказку Гаршин отдал в "Отечественные записки", но Салтыков-Щедрин отверг ее, узрев в ней крайне пессимистическую политическую аллегорию. Искания нравственного идеала привели Гаршина к увлечению философией Толстого Л.Н. и созданию "Сказания о гордом Аггее" и "Сигнала". В последние годы жизни писатель задумал эпическое произведение, стал собирать исторические материалы о времени Петра I, собрался писать роман "Люди и война". Увы... В 1887 году Гаршин впал в депрессию и оставил службу. В семье начались ссоры между женой и матерью, после одной из которых писатель в припадке тоски бросился с площадки 4-го этажа в пролет лестницы. Это случилось 19 марта 1888 года. Он собирался на другой день ехать на Кавказ. 24 марта Гаршин Всеволод Михайлович умер в больнице Красного Креста, не приходя в сознание. Похоронен в Петербурге. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||