Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 товаров
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

Петр Павлович Ершов


Автор знаменитого "Конька-Горбунка" - образец писательской скромности, достойной всяческого уважения и уникальной в своем роде. Ершов искренне не любил своей славы: "Принадлежа долгое время не к деятелям, а к наблюдателям литературы, я научился смотреть на вещи беспристрастно, и литературная известность в настоящее время не слишком лестна даже и для убогого таланта", - писал он. Будущий писатель родился 22 февраля 1815 году в деревне Безруковой Ишимского округа Тобольской губернии в семье "комиссара Черемшанской части" Павла Алексеевича Ершова и Евфимии Васильевны, урожденной Пиленковой. В соответствии с церковным календарем-именословом младенец был наречен во имя святого Петра. Мальчик, как и все дети Ершовых - из двенадцати выжили только двое, был очень слаб здоровьем.

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Петино детство прошло в разных городах, где служил отец: крепость святого Петра (ныне город Петропавловск в Казахстане), Омск, Березов, Тобольск. Своим знаниям мальчик многом обязан отцу, духовным книгам да сказкам сибирских крестьян. В Тобольской гимназии Петр собирал русские сказки, пословицы и поговорки.

В 1830 году Петр Ершов с отличием окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на философско-юридический факультет. Особого усердия к учебе студент не проявлял, даже сетовал на свою лень, однако много занимался собственными сочинениями, публикуя их в рукописном журнале семьи Майковых "Подснежник", в котором начинали все Майковы, Гончаров и Достоевский.

В 1833 году ректор университета, профессор литературы П. Плетнев на лекции прочел студентам курсовую работу Ершова - первую часть "Конька-Горбунка". Вскоре сказка стала известна всему Петербургу. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить, - сообщил потомкам свое решение Пушкин. - Этот Ершов владеет своим стихом, как крепостным мужиком". В 1834 году "русскую сказку в трех частях" опубликовали в журнале "Библиотека для чтения" и выпустили отдельной книжкой. 19-летний студент стал знаменитее многих мэтров от литературы. Белинский отнесся к "Коньку" свысока, впрочем, в народе его мнением особо не интересовались. Народу по душе был Иван-дурак, мудрый, бескорыстный и внутренне свободный. Сказку передавали "из уст в уста", пока она не попала в сборник русских народных сказок, составленный А. Афанасьевым и Д. Садовниковым.

В 1834-1836 годах Ершов напечатал с десяток своих стихотворений, драму "Фома-кузнец", пьесу "Суворов и станционный смотритель". По совету композитора О. Гунке, у которого он учился игре на флейте, Петр написал либретто большой волшебно-героической оперы "Страшный меч". Опера была одобрена к представлению, но почему-то не поставлена. Либретто опубликовали после смерти Ершова.

Окончив университет, Петр Ершов не смог, как хотел, стать профессиональным литератором: скоропостижная смерть отца и старшего брата оставили его вдвоем с больной матерью без средств к существованию. Ершов подал прошение о направлении его учителем в Тобольск. Через год разрешение было получено. В гимназии кудесника русского слова определили учителем латыни и лишь через несколько месяцев перевели преподавателем философии и словесности в старших классах.

Начался новый период жизни писателя, который он посвятил педагогике, семье, работе ради куска хлеба. Принято считать, что в этот период Ершов уже ничего "путного" в литературе не создал. Попадаются даже утверждения, что "все его последующие произведения отмечены печатью подражательности и провинциальности, да еще и сильно "подпорчены" религиозно-монархическими идеями". В итоге многие сочинения писателя вовсе не известны читателю, так как не были ни разу опубликованы. А их у Ершова достаточно, чтобы составить славу иному даже знаменитому литератору. Религия же точно была одним из главных источников его творчества. Священнослужители отмечали, что философию и эстетику его сочинений невозможно представить вне религиозной сферы, вне отношения писателя к Православию.

Ершов Петр Павлович был человеком глубокого религиозного чувства. Вера в Провидение помогали ему выстоять во всех испытаниях, выпавших на его долю. Мало кому выпадает их столько. Помимо того, что он постоянно нуждался в деньгах, ничего не нажил себе за годы службы и не имел даже своего угла, живя на казенной квартире, безносая одного за другим унесла родителей, брата, двух жен (он был женат трижды), четверых дочерей, сына. О каком тут творчестве могла идти речь! Однако же поэт находил в себе силы писать: "Но прочь укор на жизнь, на веру. / Правдив Всевышнего закон".

В педагогической работе Ершов был сторонником прогрессивных методов преподавания; он организовал гимназический театр, для которого писал пьесы; написал исследовательский труд "Мысли о гимназическом курсе". В 1844 году, будучи инспектором училища, он выслал в Министерство просвещения "Курс российской словесности" (в расчете на его публикацию); после трех лет "рассмотрения" курс отвергли как не отвечающий "понятиям воспитанников".

В 1857 году Ершова П.П. назначили начальником дирекции училищ Тобольской губернии. По его инициативе были открыты первые женские школы и училища в Тюмени, Кургане и Ишиме, а в Тобольской гимназии ввели курс естественных наук. Заботе Ершова были обязаны многие школы губернии новыми помещениями и полными библиотеками.

В 1862 году Ершов ушел без пенсии в отставку. Через год (благодаря хлопотам бывшего его ученика Менделеева Д.И., женатого на его падчерице Лещевой) он начал получать скромную пенсию - 1080 рублей в год. В Тобольске поэт близко сдружился с композитором Алябьевым, встречался с сосланными туда декабристами и опальными знаменитостями - И. Анненковым, А. Муравьевым, И. Пущиным, И. Якушкиным, В. Кюхельбекером и другими, переправил в Петербург стихотворный ответ Одоевского на послание Пушкина.

Литературную деятельность писатель не прекращал до смерти. В печати появилось 28 его новых стихотворений. Самое значительное среди них - романтическая поэма из времен покорения Ермаком Сибири "Сузге. Сибирское предание". Публикация цикла из семи рассказов "Осенние вечера" и пьесы "Купец Базим, или Изворотливость бедняка" прошла незамеченной. Около тридцати стихотворений увидели свет много позже смерти поэта.

В 1854 году Петр Павлович Ершов познакомился с одним из создателей "Козьмы Пруткова" В. Жемчужниковым. Он передал ему стихотворную сцену: "Черепослов, сиречь Френолог" со словами: "Пусть ими воспользуется Козьма Прутков, потому что сам я уже ничего не пишу". Оперетта "Черепослов, сиречь Френолог" с успехом шла на комедийной театральной сцене.

Четвертое издание "Конька-Горбунка", дополненное и частично восстановленное после цензурных вымарок, вышло отдельной книжкой в 1856 году и при жизни Ершова выдержала еще три издания. Попытки "клонирования" разными авторами "Конька-Горбунка" были на протяжении многих лет. Только в 1870-1890-х годах вышло около 40 подделок общим тиражом 350 тысяч экземпляров.

Долгое время писатель собирался написать большой сибирский роман, по образцу Фенимора Купера; задумал огромную сказочную эпопею "Иван-Царевич - сказка сказок в десяти книгах и ста песнях". Из этих замыслов наверняка что-то было реализовано, но пока семь рукописных томов его сочинений так и не найдены. Из сохранившихся неопубликованных произведений интересна статья Ершова "О переводе Священных книг", а также его перевод одной из частей книги немецкого романтика К. Брентано "Крестные муки Господа Бога Иисуса Христа".

В 1865 году в столице был поставлен балет "Конек-Горбунок", или "Царь-девица" (композитор Ц. Пуни). Умер Петр Павлович Ершов 18 августа 1869 года в Тобольске. Надпись на памятнике гласит: "Петр Павлович Ершов, автор народной сказки "Конек-Горбунок".



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг