Из книжного собрания
Александра Лугачева

Главная Каталог книг Древние книги История древних книг Старинные книги Антикварные книги Купим Доставка Архив сделок     
Путь:
Корзина 0 товаров
На сумму 0 руб.
Поиск в каталоге:
ищем:
в разделе:
автор:
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык:
   

Всеволод Владимирович Крестовский


Кто только его не любил! Его не любили поляки, евреи, русские. Не любили либералы и консерваторы. Не любила "прогрессивная общественность". Зато любили читатели - от царского двора до "петербургских трущоб", кои он так блистательно описал в одноименном своем романе, самом читаемом в России в XIX веке, главного героя которого он сам охарактеризовал так: "Есть в мире царь - незримый, неслышимый, но чувствуемый, царь грозный, как едва ли был грозен кто из владык земных. Он горд и надменен, и гнусно-пресмыкающ в одно и то же время. Он подл и мерзок, как сама мерзость запустения. Его дети - Болезнь и Нечестие. Отец его - Дьявол, мать - Нищета. Имя ему - Разврат".

ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ

Всеволод Владимирович Крестовский родился 11 февраля 1840 года в селе Малая Березянка Тарощанского уезда Киевской губернии в семье уланского офицера Владимира Васильевича Крестовского и Марии Осиповны, урожденной Товбич. Детство мальчик провел в имении бабушки. В десять лет он поступил в 1-ю Петербургскую гимназию, предназначенную для детей потомственных дворян.

Там Всеволод написал первые стихи и сделал первые поэтические переводы. В 4-м классе юный автор сочинил пикантный рассказец "Вдовушка", который инспектор гимназии признал скабрезным и предал сожжению. Первыми публикациями Крестовского в журнале "Общезанимательный вестник" (1857 г.) стали рассказ в стихах "Офицерша" и рассказ "Переписка двух уездных барышень", а также перевод оды Горация. По окончании гимназии Крестовский поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время учебы он подружился с литераторами Дмитрием Писаревым, Аполлоном Григорьевым, Михаилом и Федором Достоевскими, Константином Случевским, Василием Курочкиным. Артистическая, музыкальная и живописная одаренность сделала молодого человека завсегдатаем литературных салонов столицы и "своим" в поэтическом кружке Льва Мея. Гражданскую и любовную лирику поэта ценили в разных слоях общества. Баллада "Ванька-ключник" стала народной песней, а стихи "Под душистою ветвью сирени" и "Прости на вечную разлуку" - городскими романсами.

В радикальном журнале "Искра" Крестовский печатал сатирические очерки и стихи. Одновременно он сотрудничал с журналами почвенников "Светоч" и "Время"; писал светские фельетоны для журнала "Модный магазин" и газеты "Петербургский листок"; перекладывал сказки - "Колобок", "Теремок", занимался переводами античных поэтов и из Гете, Гейне, Шевченко; писал либретто оперы Римского-Корсакова "Псковитянка".

Каждое из литературных течений старалось перетянуть писателя на свою сторону. Крестовский, поначалу отдавая предпочтение радикалам, к 1863 году стал ярым антинигилистом, жестоко высмеял роман Чернышевского Н.Г. "Что делать?", в журналах "Якорь", "Оса" и "Заноза" поместил несколько сатирических стихотворений, фельетонов и карикатур. Друзья юности тут же осудили "отщепенца", объявив его сочинения второсортными; Писарев и вовсе обозвал его "продажным стиходелателем".

Однажды в одном из переулков Всеволод увидел, как мужчина избивал представительницу лучшей половины петербургского "дна". В полупьяной женщине, приправлявшей отборные ругательства французскими словами и фразами, угадывалась светская дама. Когда спустя несколько лет Н. Помяловский подал ему идею романа в духе "Парижских тайн" Эжена Сю, писателю было с кого создавать одну из самых ярких своих героинь - княжну Анну Чечевинскую.

Крестовский делал все обстоятельно. Девять месяцев он изучал трущобный мир и притоны Сенной площади, где, выдавая себя за беспаспортного бродягу, беседовал по душам с нищими, ворами, аферистами и проститутками. С разрешения генерал-губернатора князя Суворова посещал камеры следственных приставов, тюрьмы, больницы, суды. Городской прокурор князь Хованский дал писателю добро на работу в архивах судебных мест Петербурга. В походах по "дну" его часто сопровождали друзья - Н. Лесков, художник М. Микешин, виртуоз сыска И. Путилин. Роман с авантюрным сюжетом об истории двух поколений князей Шадурских, а также связанных с ними мошенниках, ворах, фальшивомонетчиках - "смеси сливок общества с его подонками" - печатался в 1864-1867 годах в "Отечественных записках".

Публикация сделала автора знаменитым. Писатель недоумевал, почему читатели прежде всего восприняли развлекательную, авантюрную сторону романа, а не горькую судьбу трущобных бедняков и женщин. Ведь и критики подчеркивали, что изображенное в романе . "это настоящий дантовский ад, настоящее позорище, ибо большего падения человеческого невозможно себе и представить". Нуда это уже не имело никакого отношения к его произведению, которое осталось в истории русской литературы энциклопедией "дна" общества и человеческой души.

В 1865 году Всеволод Крестовский отправился в Польшу в качестве члена комиссии для исследования подземелий Варшавы, которые использовали два года назад польские повстанцы для укрытия от правительственных войск. Впечатления от пребывания в Варшаве писатель отразил в очерках, а позднее в дилогии "Кровавый пуф: Хроника о новом смутном времени Государства Российского" (1875 г.), состоящем из двух романов - "Две силы" и "Панургово стадо". Проникнутая патриотической идеей, дилогия имела не только антипольскую, но и антинигилистическую направленность, что вызвало бурю негодования в среде революционно-демократической интеллигенции, приветствовавшей всякого, кто разрушал русское государство и стрелял в русского солдата.

В 1867 году писатель предпринял большое путешествие по Волге, во время которого устраивал в городах литературно-музыкальные вечера. За публикацию очерков провинциальных нравов - о Нижнем Новгороде и о злоупотреблениях на соляных промыслах Крестовского обвинили в клевете, начался процесс в петербургском окружном суде, который писатель, отказавшись от адвоката, с блеском выиграл.

Устав от воинственной литературной братии, в 1868 году Крестовский В.В. поступил в 14-й уланский Ямбургский полк в Гродненской губернии. Через два года его прикомандировали к Главному штабу русской армии в Санкт-Петербурге, и Александр II поручил ему написать историю лейб-гвардии Уланского полка. На основе новых архивных данных писатель создал историческую повесть "Деды" - о царствовании Павла I.

С началом русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) Крестовского командировали в действующую армию корреспондентом "Правительственного вестника" и для редактирования "Военно-летучего листка". Очерки вошли в два больших тома "Двадцать месяцев в действующей армии". За участие в боях и боевые заслуги и храбрость писатель был награжден орденами Святой Анны и Святого Владимира, сербским - Такова, румынским - Fraceria Dunariu и черногорским - князя Даниила. Крестовский стал одним из самых известных военных корреспондентов, которого "с особенным удовольствием" читал сам император.

В 1880 году писатель служил секретарем при начальнике русской эскадры на Тихом океане адмирале С. Лесовском и официальным корреспондентом "Правительственного вестника" и "Морского сборника". Свои впечатления от кругосветного путешествия Крестовский передал в книге очерков "В дальних водах и странах". Около полугода писатель исполнял военно-дипломатическую миссию в японском порту Нагасаки.

В 1882 году Крестовского В.В. перевели в распоряжение генерал-губернатора Туркестана М. Черняева. Подполковник участвовал в посольствах в Бухару и Хиву, раскапывал курганы в Самарканде, дал яркое описание внутренней жизни эмирата.

После этого Крестовский Всеволод Владимирович служил чиновником особых поручений Министерства внутренних дел, ездил по России, напечатал статью "Под владычеством земства" и обзор "Промышленные и торговые центры России"; в Департаменте таможенных сборов инспектировал отдаленные бригады пограничной стражи, написал прекрасные очерки о жизни и быте офицеров и нижних чинов.

По возвращении в Петербург Крестовский приступил к трилогии о похождениях мошенника и судьбе крестившейся еврейки. Сюжет романов разворачивался на фоне русско-турецкой войны, обострения восточного вопроса, муссирования в обществе "еврейского вопроса" - "Тьма Египетская", "Тамара Бендавид" и "Торжество Ваала". Десять лет писатель изучал древнееврейский язык, Библию, Тору, Талмуд, быт и нравы поселенцев в черте оседлости, много раз беседовал со знатоками священных книг и раввинами.

Трилогия печаталась в "Русском вестнике" (третий том остался незаконченным). По мнению критиков, Крестовский дал в ней самое яркое и правдивое в русской художественной литературе описание балканской войны, показав героизм русских солдат, преступления "Товарищества Грегор, Горвиц и Коган", нажившего огромные деньги на интендантских поставках для русской армии, а также преступления либералов, расхищавших земские средства и прививавших в земской школе крестьянским детям враждебное отношение к царю и государству. Главный вывод, который сделал Крестовский, - о еврейском заговоре - никак не способствовал его популярности в обществе, также как и предыдущий - о заговоре польском, который, кстати, подтвердили многие историки.

Последние годы жизни генерал-майор Крестовский провел в Варшаве, заняв в 1892 году вакантное место редактора газеты "Варшавский дневник". Интенсивную служебную деятельность он успешно сочетал с литературным трудом. Польская печать вела против писателя оголтелую травлю. 18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек, осложненной сильной простудой, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Писателя похоронили в Петербурге в Александре-Невской лавре.



Реставрация старых книг Оценка старинных книг Энциклопедия букиниста Русские писатели Библиотека Ивана Грозного История русских книг